Ви є тут

Роль религиозного фактора, традиционных, духовно-нравственных ценностей в социализации российской молодежи в условиях глобализации

Автор: 
Торосян Джульета Рантиковна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299289
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы анализа процесса глобализации культуры в современном мире
§1.1. Теоретические подходы к изучению процесса глобализации
культуры........................................................14
§1.2. Социальные технологии либерального глобализма и процесс
социализации молодежи...........................................39
§1.3 Роль религиозного фактора в формировании нравственности современной
молодежи........................................................61
ГЛАВА 2. Духовно-нравственные основы социализации российской молодежи как ответ на глобальные вызовы
§2.1. Особенности процесса социализации в традиционном российском
обществе и советский период.....................................85
§2.2. Социологический анализ содержания молодежной политики России в
контексте глобализации..........................................105
§2.3. Фундаментальные ценности православия и ислама как основа молодежной политики в поликулыурных и поликонфсссиональных регионах
России..........................................................128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................157
БИБЛИОГРАФИЯ....................................................164
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня перед человечеством вновь встает угроза конфликтов, формой проявления которых являются вопросы власти в мире, а корнем - вопросы доминирующих цивилизационных ценностей. В основании этого конфликта лежит полярность двух систем: секулярно-гуманистической и религиозно - традиционалистской. В лоне этого сталкиваются с одной стороны, либеральные взгляды на личность и общество, а с другой - взгляды, укорененные в традиционных культурах и религиях. Тем более, что либеральный «стандарт» претендует на то, чтобы стать универсальным образцом культурного, социального и государственного устройства в масштабах всей планеты.
Эпоха либеральных реформ сделала российское общество уязвимым и восприимчивым как к объективным, так и к субъективным проявлениям глобализационных процессов. Попытки разрушить сложившуюся веками шкалу ценностей под влиянием нетрадиционных, инновационных взглядов на личную и общественную жизнь, что связано с ростом потребительских настроений и идеологии индивидуализма, вызывают значительное напряжение в нашем обществе. Глобальные изменения, происходящие в мире, приводят к локальным изменениям в российском обществе и трансформации существующей системы социализации.
В связи с этим возрастает общественная и научная значимость анализа особенностей социализации на современном этапе развития общества. Детальное исследование особенностей социализации под влиянием политики «управляемой глобализации» необходимо для определения изменений в механизме воспроизводства общества, прогнозирования результатов социализации и возможных социальных изменений.
Акгуальность данной темы определяется, также, необходимостью поиска путей оптимизации процесса социализации современной молодежи в условиях потери национальной, религиозной и культурной идентичности на фоне
опубликованы работы ведущих теоретиков И. Уоллерстайна, М. Арчер, Р. Робертсона, М. Фсзерстоуна, А. Аппадураи, Б. Тернера и др. С этого времени одна за другой появляются фундаментальные монографии о глобализации, написанные JI. Склэром, Р. Робертсоном, М. Уотерсом, А. Аппадураи, У. Беком20 и т. д.
Еще в 1960-е годы канадский социолог М. Маклюэн21 выдвинул концепцию перехода современного общества от "галактики Гутенберга" к "галактике Маклюэна". Если культурным символом традиционного общества выступало книгопечатание и печатное слово, превратившие европейское население в поголовно грамотное, то сегодня главным каналом информационного обмена выступают телевидение, радио, кино, интернет. Изобретение фото, кино, видеоизображения делает визуальный образ ключевой единицей новой культурной эпохи. Апофеозом «галактики Маклюэн» можно считать повсеместное распространение телевидения, изменившего не только среду массовых коммуникаций, но привычки и стиль жизни значительной части человечества.
По мнению другого известного социолога, М. Кастельса“', сегодня рождается новая культура - «культура реальной виртуальности». В его работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» анализируются современные тенденции, которые способствуют формированию «сетевого»
от
общества . Информация является всепроникающим ресурсом, способным проходить через всевозможные преграды и границы. Г1о Кастельсу, информационная эра тождественна эпохе глобализации, где сбор, анализ и передача необходимой информации становится фундаментальными источниками производительности и власти. Реальная виртуальность - это
20 См.: Robertson R. Globalization, Social Theory and Global Culture.L., 1992;
Turner Bryan S. Theories ol'modcmity and postmodemity. L., 1990;
Walers M. Globalization. L..N.Y., 1995;
Appadurai A. Modcmity at Large. Cultural Dimension of Globalization. Minncapolis, 1996;
Бек У. Что такое глобализация? /Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника. М., 2001.
21 См.: Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. М., 2005.
22 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / Под науч. Ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. С. 81.
23 Там же. С. 94-96.
16
система, в которой сама физическая реальность погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, где внешние отображения не просто находятся на экране, но сами становятся жизненным опытом. Современность обладает не только положительными, но и отрицательными чертами. Одна из них отчуждение. И не только в области труда, но и в политике, культуре, образовании, религии, искусстве, отдыхе, семье и т.п. О. Конт одним из первых указал на ряд негативных черт нового социального порядка. Это -концентрация рабочей силы в городах, установка на получение прибыли, использование в производстве достижений науки и техники, возникновение антагонизма между хозяевами и наемными работниками, усиление социального неравенства, формирование экономической системы, основанной на свободном предпринимательстве и конкуренции. Другая негативная черта - аномия, означающая наличие отклонений и нарушений в ценностнонормативной системе общества. Аномия (с греческого а — отрицательная частица, пошоб - закон) — понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Состояния аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи. С точки зрения Э. Дюркгейма, современность определяется органической солидарностью и ослаблением коллективной совести.
Э. Гидденс так понимает процесс глобализации: «Глобализация в том виде, в каком мы с ней сталкиваемся, - во многом явление не только новое, но и революционное. И все же мне кажется, что ни скептики, ни радикалы не осознали должным образом суть самого явления и тех последствий, что оно
17