2
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ...............................................................с.З
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ мысли
1.1. Место и роль идей русских религиозных мыслителей в истории русской социологии.............................................................сЛО
1.2. Социокультурный контекст и периоды развития русской социально-религиозной
мысли.................................................................с.ЗЗ
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ
%4
2.1. Социологический аспект концепции личности в трудах русских религиозных мыслителей............................................................с. 54
2.2. Понятие личности в теоретических схемах западной социологии и русской
религиозной мысли.....................................................с.93
ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ
3.1. Методологическое значение концепции личности в русской религиозной
мысли.........................................................................................................................с. 122
3.2. Историко-социологическая логика развития концепции личности в русской
религиозной мысли.....................................................с. 150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................с.167
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................с. 173
3
ВВЕДЕНИЕ
Понятие личности приобретает все большее значение не только в философских и психологических, по и в социологических дисциплинах. В отечественной социологии выделилась целая научная отрасль - социология личности, в центре внимания которой стоят как теоретические задачи определения соотношения личного и социального, так и вопросы оценки личностного измерения развития общества. Решение практических вопросов социального развития, таких как концептуальные вопросы реформирования образования, здравоохранения, социальной защиты во многом зависит от совокупности теоретических представлений о личности, об источнике ее формирования и формах проявления. В разработке такой совокупности теоретических представлений о личности значительную роль может сыграть мировоззренческая функция социологической науки, основные понятия которой содержатся сегодня в общеобразовательном курсе общсствознания и преподаются самому широкому спектру будущих специалистов в виде базовой дисциплины «социология» и множества специализированных социологических дисциплин. Детальная разработка вопросов, связанных с проблематикой взаимодействия личности и общества может значительно усилить образовательный потенциал социологии, сделать социологические знания теоретическим основанием сознательной социальной активности, приблизить социологическое образование к реальным потребностям учащихся.
В современной России вопросы взаимодействия личности и социума приобретают не только научное, но и актуальное политическое значение. В своей программной статье «Россия, вперед!» Президент РФ Д.Медведев ставит задачу модернизации страны «Не принуждением, а убеждением. Не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности. Не запугиванием, а заинтересованностью. Не противопоставлением, а
17
важнеє - знать, верить или любить - является вопросом риторическим. Следовательно, этика ученого состоит не в том, чтобы ставить веру в бога или любовь к ближнему на второе или третье места после интереса к истине.
Такой тип ученого и, в частности социолога, скорее можно назвать переходным, присущим определенной исторической эпохе, чем системообразующим для профессионального сообщества. Такой тип ученого-атеиста, ученого-революционера сложился в процессе секуляризации. Почти все основоположники социологии (О.Конт, Э.Дюркгейм, М.Вебер) происходили из религиозной среды, и полный решительный разрыв с религиозным мировоззрением оказался лично для них весьма тяжелым испытанием. Та же особенность характерна для начала развития русской сонно логической науки, по здесь мы находим и другие примеры - примеры людей, занимавшихся социологической проблематикой, но не порвавших свои отношения с Церковью, не утративших цельность мировоззрения, более того, построивших на нем свои социологические воззрения. Представляется, что было бы ошибкой только на этом основании не включать их в состав социологического сообщества, более того, такой тип ученого и в особенности, такой тип социолога становится особенно актуальным в современной России, где идег активный процесс воцерковления.1 В частности, такая область как социология религии, сложившаяся в западной социологии на основе рассмотрения религии как исторически преходящего продукта социальной среды, в современной России привлекает в первую очередь исследователей, которые заявляют о себе как о людях верующих. В ряду таких исследователей можно назвать В.Чеснокову, автора социологической методики измерения воцерковленности и масштабного
1 Чеспокова В. Тесным путем. Процесс воцерковления населения России п конце XX века. - М.: Академический проект, 2005. - 304 с.
18
исследования на эту тему, а также сотрудника сектора социологии религии ИСПИ РАН Ю.Синслину1.
Как же тогда понимать этический критерий социологии? Думается, что правильным было бы понимать этот критерий как утверждение ценности познания независимо от общественного заказа и общественной оценки, как исповедание каждым ученым и научным сообществом познания как деятельности, которая является целью, независимой от внешних, внеличностных ограничений. Воплощением такого понимания научной этики является автономность научного сообщества, в том числе от конфессионального вмешательства. В этом смысле, социологией можно назвать ту часть социального творчества христианских мыслителей, которая свободна от конфессиональной цензуры. Именно от конфессиональной цензуры, а не от внутренней, личной направленности, которая диктуется собственными убеждениями, в том числе религиозными. Вероятно поэтому, в дореволюционной России христианская социология представлена университетскими преподавателями, которые категорически отстаивали университетскую автономию. После революции в России христианская социология представлена священнослужителями русской зарубежной церкви или как митрополит Антоний служителями Московского Патриархата за рубежом. Причем, зачастую, это одни и те же люди. Например, отец Сергий Булгаков. Такие условия позволяли формироваться русской христианской социологии как действительно свободной от внешних ио отношению к науке условий.
Институционально-организационный критерий также следует рассматривать
только в его органической связи со всеми остальными, поскольку относительно явлений
культуры, одним из которых, несомненно, является социологическая наука,
формализация обладает неоднозначным значением. Такую противоречивость
содержательной, в данном случае эпистемологической, и формальной сторон
1 Сииелипа Ю.Ю. Динамики процесса воцерконлемия православныхУ/Сошюлогические исследования, 2006, № 11. — С.89-97
- Київ+380960830922