СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Раздел I. Формирование мировоззрения К.Д. Кавелина...............13
Раздел II. Историко-социальные основы учения
К.Д. Кавелина о государстве............................47
Раздел III. Разработка К.Д. Кавелиным некоторых аспектов
аграрной социологии....................................73
Заключение.........................................................110
Список использованной литературы...................................115
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития отечественной социологии характеризуется интенсивным процессом усвоения идей отечественных ученых Х1Х-ХХ столетий. Идет активное изучение разработанной ими методологии эмпирических исследований, интерпретации социальных фактов, построения социологических теорий и парадигм. Все это, безусловно, имеет положительное значение для укрепления методологических позиций современной российской социологии. В поисках «точек опоры» не следует забывать о богатом наследии русской общественной мысли, о замечательных достижениях нескольких поколений отечественных социологов. Перспективной, многообещающей тенденцией является возрастание интереса к трудам многих полузабытых представителей российской науки, значение творчества которых осознается только в последнее время.
К числу выдающихся, но несправедливо забытых деятелей нашей культуры принадлежит и К.Д. Кавелин, вклад которого в развитие общественной мысли велик и разнообразен. Будучи юристом по образованию, он писал в основном на историко-правовые темы. В дальнейшем Кавелин выступал как философ, историк, публицист и социолог. В литературе подчеркивается, что научная деятельность Кавелина является как бы итогом предсоциологического этапа социальной мысли в России. Философ, историк, он писал по проблемам отечественной истории, российской государственности, не был чужд политической
3
2. В предреформенной России XIX века социологическая мысль еще не была самостоятельной, научной, её развитие происходило в рамках других общественных наук. Проблемное поле включало в себя широкий материал истории, экономики, философии, права и т.д. К.Д. Кавелин в этих условиях выработал свой взгляд на социальную реальность и механизмы проявления социальных процессов.
3. К.Д. Кавелин вошел в историю как один из видных представителей государственной школы. Наряду с основателем этой школы Б.И.Чичериным он придавал ключевую роль сильной государственности в судьбах России, способствовал разработке социологических позиций теории государства и права. При этом особое внимание он уделял социальной природе государственной власти, разделению властей в правовом государстве, соотношению государства и общества, личности и государства. Он внес свой вклад в обоснование достоинств конституционной монархии как наиболее устойчивой и способной к социальным трансформациям формы государственности.
4. Анализ идей К.Д. Кавелина на крестьянский вопрос место и роль сельской общины в жизни России позволяет сделать вывод о том, что перед нами - система взглядов, которую можно охарактеризовать как концепцию аграрной социологии на этапе её становления и оформления.
5. Идеи К.Д. Кавелина существенно обогащают представления о процессах современной трансформации российского общества, особенно тех, которые касаются разделения властей, роли права к законности, местного самоуправления, решения аграрных проблем и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется прежде всего его актуальностью в плане решения важной задачи формирования правовой государственности и гражданского общества в
11
современной России. Полученные выводы являются определённым приращением социологического знания в области истории становления отечественной социологии, представлений о роли государства в процессах реформирования современного российского общества. Они могут быть использованы при разработке мероприятий по повышению эффективности структур власти на всех уровнях, в упрочении социальной базы реформ, формировании новой политической и правовой культуры граждан, выборе путей дальнейшего развития аграрного сектора производства.
Материалы диссертации также хмогут использоваться в научнопедагогической деятельности: в преподавании курсов общей социологии, истории социологии, спецкурсов по социологии политики, права, аграрной политики.
Основные положения диссертации обсуждались на Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2006г.), аспирантских семинарах социологического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, на ежегодных научных конференциях социологического факультета СГУ «Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества» (2005-2007гг.) и изложены в авторских публикациях, в изданиях включенных в перечень ВАК России, всего 6 публикаций обшим объемом свыше 2 печатных листов.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории социологии социологического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и рекомендована к защите.
Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка использованной литературы.
12
- Київ+380960830922