Ви є тут

Проблема самосознания современной российской интеллигенции: траектории трансформации

Автор: 
Попов Дмитрий Сергеевич
Тип роботи: 
траектории трансформации
Рік: 
2006
Артикул:
195268
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ
ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ»..................................... 18
§1.1 Понятие «интеллигенция» в обыденном сознании............18
§ 1.2 Интеллигенция как социальная категория (выделение на основе
формальных критериев)........................................23
§ 1.3 Функционалистсткий подход. Социология профессий и понятие
«интеллигенция»..............................................26
§ 1.4 Деятельно-активистский подход к определению понятия «интеллигенция»..............................................34
ГЛАВА II. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ:
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СРЕЗ..................................38
§ 2.1 Российская дореволюционная интеллигенция
(вторая половина Х1Х-начало XX в.)...........................40
§ 2.2 Российская интеллигенция в советский период (1917-1991 гг.) 51
ГЛАВА 111. НОВЫЕ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ...........................71
§ 3.1 Биографический метод в изучении российской интеллигенции 71
§ 3.2 Траектория первая: следование исторической традиции.
Просветительский долг перед обществом........................79
§ 3.3 Траектория вторая: советское наследие.
Коллектив как средство и цель...............................100
§ 3.4 Траектория третья: стабильность и инвестиции в будущее.112
§ 3.5 Траектория четвертая: высокий риск и достижения.......132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................143
БИБЛИОГРАФИЯ............................................... 155
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПЛАН ИНТЕРВЬЮ.................................167
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИЗБРАННЫЕ ИНТЕРВЬЮ........................... 169
3
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы опубликовано множество научных и публицистических работ, посвященных российской интеллигенции. В современной российской общественной мысли, социологии, публицистике интеллигенция — одно из самых обсуждаемых понятий. С каждым годом множится число посвященных ее изучению исследовательских монографий, эссе, статей, не ослабевают споры о границах, численности, о самом факте ее существования. Это далеко не случайно. Дело не сводится к тому, что мы живем в эпоху развитых технологий, стимулирующих увеличение доли умственного, интеллектуального труда, стремление к получению высшего образования, рост значимости интеллектуальных профессий. Этот вопрос справедливо считается одним из центральных для всего постсоветского развития России, поскольку интеллигенция в экономических, социальных и политических процессах во многом определяет результаты тех глубоких социальных перемен, которые переживает российское общество.
Актуальность исследовання определяется тем, что с российским интеллектуальным слоем, который традиционно именовался интеллигенцией, происходят важные, не до конца осмысленные в научной литературе и общественном сознании изменения, которые сами по себе заслуживают пристального внимания. На протяжении последнего столетия российский интеллектуальный слой испытал, по крайней мере, две серьезные трансформации. Первая была связана с Октябрьской революцией 1917 г. и вызванными ею изменениями в российском обществе. На смену дореволюционной интеллигенции пришла интеллигенция советская, обладающая своими особыми качествами. Вторая трансформация происходит сегодня, и еще не завершилась. Она связана с распадом СССР, кристаллизацией нового российского общества и радикальными социально-экономическими изменениями последних 15 лет. В новых условиях с бывшей советской интеллигенцией происходят быстрые и серьезные изменения, в ходе которых она обретает новые, ранее будто бы не свойственные ей
21
Добрые, душевные .поди "Несет добро"; "любящиелюдей"; "душау пего человечная"; "доброе"; "любовь к человеку"; "человек не обижает близких людей"; "участие в помощи людям"; "отзывчивый"; "человеколюбивые"; "гуманные": "человечный, добрый гражданин". 3
Обща» отрицательная характеристика "Настоящие воры"; "лодыри"; "те, из-за которых все неприятности"; "те, которые ничего не делают"; "двуличные"; "те, что сидят - спекулируют, рюмка перед теми, и пить и есть им подво зят "; "зазнавш иеся ". 1
Г ородскне жители "В городе живут, цивилизованно"; "городские жители"; *эксплуататоры. живущие в городе"; "люди из города"; "больше относится к москвичам". 1
Другое "Люди, имеющие свое мнение"; "лидеры"; "неболтливый человек"; "зеркало населения"; "Ильинский, Батичов"; "наше старшее поколение"; "кто отдает себя работе целиком". 2
Нет ответа, ответ не на тему 19
Итак, мы видим, что, по данным фонда «Общественное мнение», на вопрос: «Как Вы понимаете слово «интеллигенция»», почти половина респондентов (42%) ответила, что интеллигенты - это интеллектуалы, образованные и эрудированные люди («высокообразованные люди»; «высокоинтеллектуальные люди»; «группа людей, имеющая высокий интеллект»; «население с высшим образованием»). Такая же доля опрошенных (41%) упоминает в этой связи моральный аспект. По мнению этой части респондентов, интеллигенцию составляют носители высоких моральных устоев и «духовной» культуры, порядочные, благородные, честные люди («высшая степень культуры»; «духовная культура»; «люди, у которых есть понятие совести»; «человек, который знает нравственные нормы»; «порядочность, честность, справедливость»; «воспитанные люди, не хамы»; «человечный, добрый гражданин»; «песет добро»; «любящие людей»).
Анализ мнений респондентов позволяет выделить два четких структурных элемента имиджа интеллигенции: образование и моральную чистоту, высокую нравственность. При изучении интеллигенции этим параметрам стоит отвести особое место. На это обращают внимание исследователи интеллигенции Л.Д. Гудков и Б.В. Дубин. По их мнению, обиходное словоупотребление сохраняет за понятием «интеллигенция» двойное значение: «Полюса значений заданы понятиями «специалист» —
22
«совесть народа», просветитель, защитник. [...] Одно значение используется во внешних ситуациях взаимодействия с властью, ситуациях
государственного «управления», другой смысл предназначен исключительно для себя, т.е. это самоопределение людей, относящих себя к «интеллигенции», средство символической консолидации, усиления
групповой сплоченности» [36, с. 69]. Такая неопределенность, по мнению исследователей, оказывается чрезвычайно важной и функциональной, позволяя незаметным образом связывать различные социальные контексты и ситуации использования этого слова.
Существует и другая точка зрения, согласно которой понятие «интеллигенция» в общественном сознании продолжает нести мощную смысловую нагрузку как бы по инерции, как своего рода «память прошлого», которая диссонирует с нынешним состоянием символического пространства [120].
Споры о социологическом, научном употреблении термина «интеллигенция» ведутся многие годы, не утихают они и сегодня. За последние несколько десятков лет среди российских социологов сложилась традиция многозначного использования понятия «интеллигенция». Существует несколько интерпретаций термина. Рассмотрим основные подходы, используемые в социальных науках.
Итак, общественное мнение наделяет интеллигенцию такими характеристиками, как образованность, интеллектуализм, высокая нравственность, моральная чистота. При этом практически не упоминается профессионализм, деловитость, способность к целсрациональному действию.