Ви є тут

Социологическая концепция Б.Н. Чичерина : Генезис и содержание

Автор: 
Кокорев Александр Степанович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2004
Артикул:
275665
179 грн
Додати в кошик

Вміст

з
24
24
52
68
89
89
123
163
173
173
}
*
206
235
247
289
305
2
Оглавление
Введение
Г лава I Социальная метафизика - основа социологических воззрений Б.Н.Чичерина
§ 1. Идейные и ценностные предпосылки социологии Б.Н.Чичерина
§ 2. Метафизический универсализм как методология социологии
§ 3. Социальная метафизика Б.Н.Чичерина Глава II Социологическая концепция Б.Н.Чичерина: категориальный анализ
§ 1. Теоретические принципы социологии Б.Н.Чичерина
§ 2. Основные категории социологии Б.Н.Чичерина
§ 3. Проблема взаимоотношения государства и гражданского общества в социологии Б.Н.Чичерина Глава III Социально-политическая теория Б.Н.Чичерина
§ 1. Генезис и эволюция государства в социологии Б.Н.Чичерина
§ 2. Либеральный консерватизм Б.Н.Чичерина: сущность и содержание
§ 3. Исследование Б.Н.Чичериным роли и значения политических партий
§ 4. Проблема социально-политического идеала в социологии Б.Н.Чичерина и современность Заключение
Библиография
Введение
В настоящее время Россия переживает период кардинальных социальных реформ. Обращение к опыту прошлого и изучение классического наследия русской социологии создаст возможность для лучшего понимания проблем развития современного российского общества. Одним из выдающихся русских социологов и общественно-политических деятелей XIX столетия является Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) - «самый многосторонне образованный и многознающий из всех русских и европейских ученых XIX века» (B.C.Соловьев). Его труды вошли в классику отечественной социальнофилософской мысли. Работами Чичерина в самых разных областях знания может гордиться российская наука, он был «человеком, способным составить честь и славу любому народу»1. Вся теоретическая и практическая деятельность Б.Н.Чичерина была направлена на создание научной теории общественного развития, разработки социологии реформ. Ныне все более осознается актуальность социально-политической концепции Чичерина и его важная роль в развитии различных отраслей социологии. Обладая энциклопедическими познаниями, творческой продуктивностью и решимостью в отстаивании собственных убеждений, он создал фундаментальные сочинения по самым разным областям гуманитарной науки: праву, истории, философии, политологии и социологии. «Б.Н.Чичерин соединял в себе многие направления наук, поэтому его труды энциклопедичны, системны, выводы выверены с помощью многофакторного анализа, что невозможно при идеологии крайнего предметного разделения наук»2.
Особенно ценным для современной отечественной социологии является изучение социологических воззрений Чичерина. Его глубокая и основательная критика идей О.Конта и Г.Спенсера, мистицизма В.С.Соловьева, социологии органицизма, марксизма, психологической школы социологии исходи-
1 Зорькин В.Д. Прощание с мифами: (Мысли вслух) // Наш современник. 1994. № 9. С. 143.
2 Пороносв А.О. Б.Н. Чичерин и современные проблемы интеграции социогуманитарных наук // Духовное наследие Б.Н. Чичерина и современность. Под ред. А.С. Кокорева. Тамбов, 2003. С. 7.
31
мнению Чичерина, напротив, «сверху до низу установила всеобщее рабство»1, ещё более оттолкнули его от славянофильского учения.
В первые месяцы московской жизни Чичерин был представлен одному из лидеров западнической партии, блестящему историку-медиевисту Т.Н.Грановскому, который согласился подготовить юношу к вступительным экзаменам по русской и всеобщей истории. Грановский стал главным наставником Чичерина в области истории. Он учил Чичерина, что истинный смысл истории - это «углубление в себя, постепенное развитие различных сторон
л
человеческого духа» . Слушая лекции учителя, юноша стремился осознать суть исторического процесса, понять его «хитрую механику», нащупать движущие им силы. Грановский и профессор Московского университета П.Г.Редкин приохотили молодого Чичерина к занятиям философией. Начал её изучать Чичерин с самого трудного - историософии и логики Гегеля. «Разумеется, - писал Чичерин, - я совершенно увлекся новым миросозерцанием, раскрывшим мне в удивительной гармонии верховные начала бытия»3. Это увлечение было столь заметным, что между товарищами Чичерин носил про-V;,. звище «Гегель». На первом этапе своей научной деятельности Чичерин оста-
вался последовательным гегельянцем. При объяснении истории России он придерживался основных положений гегелевской философии истории, методом его исследования был диалектический анализ истории общества.
Грановский познакомил своего одаренного ученика с основными сочинениями европейских ученых. Ещё в университете Чичерин проштудировал труды немецких юристов, объединившихся в «школу права», Савиньи, Эйх-горна и близкого к ним Ранке, французских ученых «исторической школы» Тьерри, Гизо, Тьера, Минье, Мишле. Вслед за учителем Чичерин при шел к убеждению, что эти две школы, которые исходили из различных ориентиров, пришли к одному и тому же результату, к пониманию истории как поступательного движения человечества, раскрывающего все внутренние силы духа
Г'
1 Там же.
2 Там же. С. 16.
3 Там же. С. 57.
и направляющего все человеческие общества к высшей нравственной цели: к осуществлению свободы и правды на земле. Главным достоинством историков этого направления Чичерин считал то, что они стремились каждое явление понять и оценить в историческом значении, на том месте и при тех условиях, среди которых оно возникло1. Историзм научного мышления, представление об органическом развитии общества были характерны и для Чиче-рина-социолога. Кроме того, подобно историкам школы права, он предпринял успешную попытку создать «научно-философскую», то есть генерализирующую концепцию русской истории, рассматривая ее в контексте всемирной истории.
Благодаря Грановскому Чичерин не только полюбил и узнал всемирную историю. Грановский стал для него идеалом историка вообще. По мнению Чичерина, историк должен быть не только архивным тружеником и внимательным исследователем памятников старины, но обязан также быть и мыслителем, глубоко понимающим существо и цели человеческого развития. К обширным фактическим знаниям нужно еще «серьезное философское образование и большой политический смысл, качества для историка необходимые». Хороший историк должен обладать ещё одним важным качеством -«высоким художественным чувством», то есть уметь изобразить лица «со всеми разнообразными сторонами их природы, со всеми их страстями и ув-
•у
лечениями» . Наконец, в основе изучения истории должны лежать высокие нравственные идеалы. Фактически это означало, что социология и история тесно связаны. Следовательно, методологически социологическое познание детерминировано диалектическим изучением развивающихся социальных процессов. Можно утверждать, что, именно, у Чичерина наиболее последовательно развивались принципы исторической социологии, ставшие в последующем теоретической предпосылкой русской социологии истории - работ