СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
ГЛАВА I. Методологические основы изучения процесса секуляризации
1.1 Социологические теории секуляризации..........................18
1.2 Процесы модернизации, вестернизации, европеизации как факторы секуляризации незападных обществ..................................51
1.3 Циклические теории в общественных науках......................66
> I »
ГЛАВА II. Особенности процесса секуляризации в России
2.1 Характер процессов секуляризации и европеизации в России......79
2.2 Образованное общество- как основной субъект процесса секуляризации в России............................................................99
2.3 Социальные предпосылки процесса секуляризации в российском обществе накануне петровских реформ................ 126
ГЛАВА III. Циклическая динамика секуляризации российского общества: социологический анализ.
3.1 Дворянский цикл секуляризации (I)............................135
3.2 Разночинский цикл секуляризации (II).........................164
3.3 Рабоче-крестьянский цикл секуляризации (III).................194
ГЛАВА IV. Процесс секуляризации современного российского общества и его перспективы.
4.1. Социологические методы изучения религиозности населения.....234
4.2 Динамика религиозности и воцерковленности православных (1989-2006)............................................................261
4.3 Перспективы секуляризации современного российского общества в контексте цикличности этого процесса.............................290
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................300
Список литературы.............................................. 315
ВВЕДЕНИЕ
В конце XX - начале XXI века в мире с новой силой зазвучала тема цивилизационных конфликтов, в которых одну из главных ролей играет религия. Современная международная политическая ситуация складывается таким образом, что фактор религии зачастую оказывается важным для решения политических и социально-экономических проблем. В российском обществе значение религиозного фактора также существенно выросло в течение последних десятилетий: увеличилось число верующих, большинство
I
россиян по самоидентификации - православные, мусульманами себя называют от 5% до 7% россиян. Возросла роль религии в сфере политики, в системе власти. О значительном влиянии РПЦ на жизнь постсоветского российского общества говорит тот факт, что церковь находится в числе тех немногих социальных институтов, которые пользуются доверием граждан России. Одним из заметных последствий'российских политических реформ начала девяностых годов XX века стало возвращение церкви в жизнь общества. Следует также отметить изменившуюся позицию РПЦ, которая* недавно сформулировала свою социальную доктрину и заявила о своей активной роли в жизни общества. Современные церковно-государственные отношения являются одной из наиболее актуальных тем общественных дискуссий и в научных изданиях, и в СМИ.
На протяжении десятилетий советские социологи прогнозировали, что роль религии в современном обществе будет неуклонно снижаться. С точки зрения автора, понимание секуляризации как линейного однонаправленного процесса, ведущего к упадку роли религии в обществе, приходит в противоречие с современной религиозной ситуацией в России, с ростом религиозности населения и уровня доверия к церкви. Этот подход устарел и необходимо направить усилия на поиски адекватной концептуальной модели, объясняющей происходящие изменения.
Для того чтобы понять, что происходит сегодня с религиозными
институтами в российском обществе, как и почему изменяется религиозное
3
является понятие «религиозной экономики». Религиозные экономики похожи на коммерческие экономики в том, что они состоят из рынка, включающего в себя группу, совокупность существующих потенциальных потребителей (покупателей) и совокупность фирм, стремящихся удовлетворить этот рынок. Судьба этих фирм будет зависеть от 1) аспектов их организационной структуры, 2) торговых представителей, 3) их продукта, 4) их маркетинговых технологий [171, с.17]. Переводя на более церковный язык, относительный успех религиозных организаций (особенно если сравнивать с нерегулируемой экономикой) будет зависеть от их политики, их клира, их религиозных доктрин и их техники евангелизации. Сравнение с нерегулируемой экономикой здесь важно, поскольку в нерегулируемой экономике множество разных религиозных групп конкурируют в. приобретении новых членов. Это поощряет группы к специализации, то есть предлагаются продукты (религиозные доктрины), которые . нравятся определенным клиентурам. В результате все больше людей будет потреблять религиозные товары, и общий уровень религиозного участия будет высоким. Напротив, когда государство использует принудительную силу, чтобы обеспечить монополию какой-то отдельной-религиозной группе, в результате клир не будет заинтересован в маркетинговой доктрине -«продать» товар, и общий уровень религиозного участия будет ниже.
Одно из ощутимых преимуществ этой теории — это ее способность
объяснить широкий круг эмпирических исследований. Основания против
секуляризационной теории, развитые защитниками новой парадигмы,
состоят из двух основных корпусов исследований. 1) Исследования Финка и
Старка четко показывают, что показатели религиозного членства и
посещения церкви в США постоянно растут со времен отделения церкви от
государства и предполагают, что местные и региональные вариации в
уровнях членства в церкви и посещении церквей положительно связаны, с
уровнями «религиозного плюрализма» и негативно коррелируют с уровнями
«религиозной регуляции». Чем больше число конкурирующих церквей за
31
потенциальных членов и чем меньше вмешательство государства (субсидирование и другие преимущества для определенной церкви), тем выше уровень религиозного участия.
2) Данные исследования индивидуальных религиозных верований в США и Западной Европе (Грили, Старк). Эти данные показывают - то, что принято считать сердцевиной верований Западного Христианства (существование Бога, действенность молитвы, обещание вечной жизни) все еще принимают подавляющее большинство американского населения и большинство в европейских' странах. Критики подчеркивают, что другие верования, которые когда-то также были сердцевиной верований (существование дьявола, власть чудес, угроза вечных мук) в целом снизились, а принятие очевидно нехристианских доктрин (астрология, колдовство, Нью Эйдж) возросло. Но они не представляют никаких данных о том, что религиозное и мистическое мировоззрения вытесняются научным и рациональным.
Представителем критического подхода к теории секуляризации
является американский католический социолог Э.Грили, который
утверждал, что потребность человечества в религии сохранилась, и ее
основные функции не очень изменились со времен ледниковой эпохи Земли;
те же изменения, которые произошли, делают религию в-современном мире
еще более необходимой. По мнению Э.Грили, кризис религии* если и
существует, то только среди высокоинтеллектуальных людей
(университетская среда). Только религия окончательно и без колебаний
объясняет весь окружающий мир. Сила религии - в поддержке социальных
ценностей. В жизни человека есть, по крайней мере, три,аспекта, которые
требуют помощи религии: неуверенность в жизни, чувство одиночества, и
чувство зависимости. Одним из факторов живучести религии является то, что
она способствует духовной близости людей, людям необходимо-
преодолевать трудности, придавать смысл своей жизни и облегчить
свойственный им страх смерти. Важнейшие изменения в религиозных
32
- Київ+380960830922