*
Содержание
Введение........................................................ 3
Раздел 1. Социализация студенческой молодежи:
теоретико-методологический анализ........................ 16
Раздел 2. Специфика современной российской студенческой
молодежи................................................. 54
Раздел 3. Досуг как форма социализации современной студенческой молодежи (региональный
аспект)................................................... 84
Заключение......................................................... 122
Список использованной литературы................................... 127
Приложение......................................................... 150
*
Введение
Актуальность темы исследования.
Молодость - это определенный этап созревания и развития индивида между детством и взрослостью. Студенческой молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества, а в будущем будет решать задачи, контуры которых сейчас трудно различимы.
Современное российское общество находится на сложном противоречивом этапе развития. Совершенствование всех сторон жизни общества во многом зависит от человеческого фактора, непосредственного участия личности в процессах трансформации. Оно обусловлено взаимоотношениями личности и общества на данный момент, характером их взаимодействия, изменением личности и адекватностью, стабильностью, динамизмом общественных отношений.
Российское общество в условиях всесторонней структурной ломки, изменения содержания социальных институтов и общностей характеризуется утратой традиционных рычагов воздействия на молодежь. Меняется ее положение в обществе, происходит кардинальная смена ценностных приоритетов и ориентиров. Очевидна актуальность изучения проблем социализации студенческой молодежи: выявление комплекса
ценностей и социальных ролей в современных условиях; наиболее распространенных путей воздействия на студенчество; роли отдельных общественных институтов в этом процессе.
В социализации студенческой молодежи участвует множество агентов, различных институтов, на нее оказывают воздействие самые
себя передачу социального опыта человечества, сохранение и усвоение традиций1.
Для нашего исследования представляется интересной точка зрения С.С.Фролова, который рассматривает социализацию личности в рамках изучения факторов ее развития и формирования «собственного Я», через которые проявляется уникальность данного индивида как личности. Она, по мнению автора - результат социализации индивида, усвоения им норм, прежде всего, групповых. Под социализацией он понимает процесс усвоения (интернализации) индивидом норм его группы, в ходе которого проявляется уникальность данной личности через формирование собственного «Я». Это достигается путем сравнения или соотнесения личности с людьми-образцами, составляющими группу, а ее ролей - с нормами и ролями социальной группы2. Фролов С.С. считает, что человек в начале жизненного пути не имеет своего «Я». Его выделение - сложный процесс накопления социального опыта. Он формирует образы личностей и своего «Я» путем сравнения и сопоставления3. Создается личность с уникальными внутренними качествами, такими как биологическая наследственность, ее физическое окружение и культура. Одновременно она воспринимает общие для ее социального окружения качества, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.
В процесс социализации он включает, прежде всего, групповой и индивидуальный опыт, а другие факторы считает лишь влияющими на формирование личности4. Безусловно, совокупность групповых ценностей составляет общественные, которые передаются личности. Поэтому можно констатировать, что роль группы велика и может быть доминирующей в механизме социализации.
1 См.: ТощенкоЖ.Т. Социология. М., 1994. С.228,229.
2 См.: Фролов С.С. Социология. М., 1996. С.82.
3 См. там же. С.83-84.
Н. Смелзер, выделяет три стадии формирования личности: стадию подражания и копирования взрослых; игровую стадию, когда дети осознают поведение как исполнение роли; стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей1. Он подчеркивает, что для социализации необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям.
Этот подход фиксирует механизм внутригрупповой социализации, который можно применять для анализа социализации в целом, на уровне общностей и всего общества.
В нашем исследовании мы не обойдемся без психологических концепций ' социализации, которые в основном ограничиваются рассмотрением первичной социализации. Одним из первых выделил элементы социализации ребенка психолог 3. Фрейд. По Фрейду, социализация - процесс «развертывания» врожденных свойств человека2. В результате его происходит кристаллизация трех составляющих личности: «Эго» - то, что осуществляет контроль личности на основе реальности, «Суперэго» - нравственный оценочный элемент и «Ид» -источник энергии, стимулирующий стремление к удовольствию.
* В концепции 3. Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и, прежде всего, сексуальными влечениями. Поэтому в основе социального конфликта лежит противоречие между стремлением индивида к получению удовольствий и ограничениями, которые устанавливаются родителями и другими людьми, а также собственным суперэго. В своем же сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной: оральная (ребенок получает удовлетворение от жизни
1 Srnelzer N. J. Theory of Collective Behavior, New York, Free Press. 1962.
2 См.: Фрейд 3. «Л» и «ОНО». Труды разных лет. Тбилиси, 1991, С.86-90.
- Київ+380960830922