2
Оглавление
Введение........................................................................4
Раздел 1. Социологическое просвещение как предтеча социологического образования....................................................................20
1.1. «Первые шаги» социологического просвещения................................20
1.2. Теоретические модели социологического просвещения.........................32
1.3. Апробация просветительских моделей в деятельности Высшей русской школы общественных наук в Париже...................................................44
Раздел 2. Социологическое образование в начале XX века...................58
2.1. Новые вызовы социальной реальности начала XX века.........................58
2.2. Позитивистская модель социологического образования........................65
2.3. Опыт реализации позитивистской модели социологического образования на первой кафедре социологии Психоневрологического институга им. В. М. Бехтерева.......73
Раздел 3. Социологическое образование в первые годы Советской власти....90
3.1. Начало систематического социологического образования в России.............90
3.2. Неопозитивистская модель социологического образования.....................93
3.3. Опыт реализации неопозитивистской модели на факультетах общественных наук российских университетов....................................................109
Раздел 4. Эволюция социологического образования: от позитивизма к марксизму.....................................................................134
4.1. Противоречия в реализации социологического образования в начале 20-х годов XX века........................................................................134
4.2. Марксистская модель социологического образования.........................136
4.3. Деятельность кафедр общественных наук: поиск оптимальной модели..........153
Раздел 5. Латентное развитие социологического образования в период строительства социализма......................................................166
5.1. Советские реалии начала 1930-х годов.....................................166
5.2. Адаптация марксистской модели социологического образования...............169
5.3. Опыт реализации марксистской модели в советской высшей школе.............180
Раздел 6. Социологическое образование в русском зарубежье...............186
6.1. Особенности реальности русского зарубежья................................186
6.2. Модель социологического образования, разработанная представителями русского зарубежья...................................................................193
6.3. Опыт реализации русской модели в европейских и американских университетах.... 203
Раздел 7. Социологическое образование в России в 60-80-е годы XX века..218
7.1. Причины и истоки возрождения социологии..................................218
7.2. Модернизация марксистской модели социологического образования............222
7.3. Опыт реализации прикладной модели социологического образования в российских университетах...............................................................231
Раздел 8. Социологическое образование в России в 90-е годы XX века 244
8.1. Социальная реальность в период радикальных экономических реформ..........244
8.2. Поиск новых моделей социологического образования.........................248
3
8.3. Основные направления и особенности преподавания социологии в российских вузах в 1990-е гг...........................................................................263
Раздел 9. Социологическое образование в России в первое десятилетие XXI века................................................................................277
9.1. Российская реальность начала XXI века..........................................277
9.2. Модернизация социологического образования......................................278
9.3. Опыт реализации моделей в деятельности современной высшей школы................292
Заключение..........................................................................306
Использованные источники и литература...............................................314
Введение.......................................................................... 314
Раздел 1............................................................................316
Раздел 2............................................................................318
Раздел 3............................................................................320
Раздел 4............................................................................322
Раздел 5............................................................................323
Раздел 6............................................................................324
Раздел 7............................................................................325
Раздел 8............................................................................330
Раздел 9............................................................................333
32
12. Теоретические модели социологического просвещения
Известный исследователь истории русской социологии проф. Е.И. Кукушкина в своей монографии «Социологическое образование в России XIX - начала XX века» отметила тот важный факт, что «конкретное содержание первых шагов русской социологии и начального этапа социологического образования во многом определялись характером людей, стоящих у истоков этих процессов»48.
Действительно, фигуры университетских профессоров Н.И. Кареева и М. М. Ковалевского, пожалуй, самые примечательные на этапе социологического просвещения. Их объединяли не только дружественные отношения, но и общее стремление способствовать просвещению российского общества.
В воспоминаниях Кареев назвал своей отличительной чертой, свойством «стремление передавать другим то, что я знаю сам». Такое стремление проявилось у него еще в раннем детстве. «В гимназии, в университете я охотно делился своими знаниями с товарищам и.... Эта черта проявилась и в литературной деятельности, в которой количественно большая часть рассчитана была скорее на широкие круги читателей, нежели на тесные круги специалистов, что сказывалось часто и на выборе мною тем для исследования». В частности, говоря о своих выступлениях на митингах, он отмечал: «Целью их была не пропаганда, не агитация, а информация, осведомление, разъяснение основных политических понятий. Я знаю твердо вот то-то и то-то, и пусть другие знают то же самое, потому что в самом знании заключается нечто важное, дорогое, интересное, самодовлеющее. Эту же мысль я проводил и в своих книжках о самообразовании, о выработке миросозерцания, об основах нравственности, о сущности общественной деятельности - в книжках, в свое время читавшихся множеством молодежи. Вот это и есть стержень моего я»49.
Образовывать, просвещать, заниматься наукой, но не политикой - этому профессор Н.И. Кареев следовал всю жизнь. «Вся предыдущая деятельность
18 Кукушкина, Е.И. Социологическое образование в России XIX - начала XX вв. — М., 1994. — С.42.
4‘' Кареев, Н.И. Прожитое и пережитое. — С. 286—287.
33
моя сделала из меня не практика текущей жизни с ее злобами дня, а человека книжного, чисто кабинетного ученого, взирающего на жизнь через призму научной теории, хороша ли или дурна эта теория. ...Как книжный человек и чисто кабинетный ученый я, однако, совершенно от жизни не отрывался»50. Может быть, этот книжный интерес к новой науке об обществе, убежденность в необходимости социологических знаний позволили ученому стать автором первой теоретической модели социологического просвещения.
Эта модель сложилась на основе глубокого изучения им опыта преподавания гуманитарных дисциплин в учебных заведениях России и Европы. Как отмечает Н.И. Кареев, за границей в разные времена года он читал лекции и доклады в Париже, в Праге, в Львове, в Софии, приобрел знакомства в ученом и литературном мире. Чаще всего ему приходилось быть в Германии, в Австро - Венгрии, в Швейцарии, во Франции. Реже - в Италии, на Балканском полуострове, в Бельгии. По одному разу в Англии и Шотландии, в Голландии и в Испании.51 В частности, участие в международных социологических конгрессах, посещение заседаний Социологического общества дало возможность встретиться с французскими социологами (Р. Вормсом, Г. Тар дом), с итальянским социологом Лориа, с итальянским криминалистом Гарофало, со швейцарским философом Л.Штейном.52
С одной стороны, процесс социологического образования Н.И. Кареев рассматривал как исторически обусловленное явление, как результат многовековой эволюции мировой научной мысли по пути ее гуманизации. Поскольку социология, писал он, является наукой «об обществе во всех существенных сторонах его бытия», изучающей «человеческую личность во всех ее общественных проявлениях и отношениях», она находится «ближе к основной черте гуманитарного образования, чем политика, юриспруденция и
50 Там же.-С. 288-289.
51 Там же.-С. 211.
52 Там же.-С. 219.
- Київ+380960830922