Ви є тут

Социология Марио Пинто де Андраде

Автор: 
Шикуа Кажибанга Виктор Марио
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
206
Артикул:
1000261851
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение......................................................3
Глава 1. Африканская культура и литература как объект социологического исследования в работах Марио Пинто де Андрада........14
1.1. Теоретические предпосылки анализа африканской культуры
и литературы (социология Э. Дюркгейма и Ж. Гурвича)...................14
1.2. Социологический анализ африканской культуры
и литературы в научном наследии Марио Пинто де Андраде................45
Глава 2. Социологический анализ расовых отношений в колониальных африканских обществах....................................79
2.1. Социальная сущность колониализма..........................80
2.2. Социология расовых отношений..............................92
Глава 3. Социология африканского протонационализма и национально-освободительного движения...............................111
3.1. Социология африканского протонационализма..............111
3.2. Социологические аспекты национального освободительного движения............................................................132
Заключение..................................................143
Библиография.................................................149
Введение
Марио Пинто дс Андраде (1928-1990) — крупнейший деятель и идеолог национально-освободительного движения Анголы, первый ангольский социолог. Он принадлежал к первому поколению африканских интеллектуалов, которое сложилось в 30-х — начале 50-х годов, в условиях колониализма, когда порабощенным африканским народам отказывали в собственной культуре, цивилизации, истории. К этому поколению принадлежат социологи — нигериец А. Акивово, сенегалец Шек Анта Диоп, малиец Н’Совган Аблемогнон, камерунец Жан Марк Эла.
Большинство первых африканских интеллектуалов жили и получили образование во Франции, где в 30-40-е годы были модны идеология и движение негритюда, отстаивавшие самобытность и неповторимость негроафриканской цивилизации, естественность и незамутненность которой противопоставлялась западной технологической цивилизации. Эти настроения были обусловлены колониальным расизмом, не признававшим за африканской культурой цивилизационного значения, а за африканскими народами права на самостоятельный выбор своей судьбы.
Социологи этого поколения стояли на позиции так называемой индигенизации (т.е. «отуземливания»), связанной с проникновением социологической культуры Запада на африканский континент, где
3
Основой взглядов Марио де Андраде стал «социологизм» Э. Дюркгейма, его понимание социологии как основы общественных наук, учение о социальном факте и социальной среде, о религии и морали и теоретические положения Ж. Гурвича о «диалектическом гиперэмгшризме», социальном детерминизме и культуре.
Учение Дюркгейма, вошедшее в историю социологической мысли как «социологизм», представляло собой прежде всего теорию социальной реальности. Дюркгейм считал, что социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие, природные виды реальности. Она подобна природным реальностям и развивается в соответствии с определенными законами.
Само общество, его специфика — это реальность особого рода, несводимая к другим общественным видам реальности. Дюркгейм всемерно подчеркивает автономию социальной реальности по отношению к индивидуальной реальности, воплощенной в индивидах. А с индивидом он отождествлял биопсихическую реальность. Дихотомия индивида и общества выступает у французского социолога в форме дихотомических пар, так или иначе воплощающих разнородность этих реальностей: «индивидуальные факты» противоположны «социальным фактам», «индивидуальные представления» — «коллективным представлениям», «индивидуальное сознание» — «коллективному сознанию», «светское» — «священному».
15
В свою очередь указанные дихотомии у Дюркгейма непосредственно связаны с общей концепцией человека. Человек для него — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности — социальная и индивидуальная. Противопоставление этих двух начал человеческой природы выступает у Дюркгейма в разнообразных формах, в частности, в следующих дихотомиях:
1) то, что определено социально, и то, что задано биологически;
2) факторы, специфичные для отдельных обществ, и всеобщие характеристики человеческой природы;
3) факторы, общие для данного общества или группы, и характерные для одного или нескольких индивидов;
4) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных — с другой;
5) социально предписанные обязанности и стихийные желания и действия;
6) факторы, исходящие «извне» и возникшее внутри сознания индивида;
7) мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются сугубо личными и частными1.
1 Гофмап А. Б. О социологии Эмиля Дюркгейма // Дюрктеим Э. Об общественном разделении труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. С. 543.
16