t
Оглавление
Страницы
Введение................................................................ 3
Глава I. Предыстория российской библиосоциологии....................... 21
§ 1. Изучение читателей писателями, литературоведами и книгоиздателями
дореволюционной России................................................. 22
§ 2. Библиопедагогические исследования конца XIX - начала XX веков 31
^ § 3. Протосоциологический анализ дореволюционной читательской публики в России..................................................................... 42
§ 4. Библиологическая социология и библиопсихология H.A. Рубакина 51
Глава II. Научный статус библиосоциологии.............................. 65
§ 1. Институциональная парадигма библиосоциологии...................... 65
§ 2. Объект и предмет библиотековедческой социологии................... 82
§ 3. Место библиосоциологии в системе смежных отраслей научного знания .................................................................. 95
Глава III. Структура библиосоциологии................................. 110
§ 1. Основные выводы эмпирических библиосоциологических исследований в России за последнее десятилетие................................. 110
Ф § 2. Уровни и векторы библиосоциологического теоретизирования.......... 134
§ 3. Концепция библиосоциальной работы................................ 147
Глава IV. Методология и методика библиосоциологии..................... 165
§ 1. Общенаучные и частностнонаучные методы библиосоциологии.......... 166
§ 2. Программа библиосоциологического исследования.................... 171
§ 3. Этапы реализации исследовательской программы и их методы......... 183
§ 4. Количественные методы сбора библиосоциологической информации... 192
§ 5. Качественные методы сбора и анализа библиосоциологической информации................................................................. 212
§ 6. Количественно-качественные методы библиосоциологии............... 232
Ц § 7. Инновационные методы исследований библиосоциальной работы 246
§ 8. Специфика организации библиосоциологических исследований в современной России...................................................... 256
Заключение............................................................ 263
Список использованной литературы...................................... 269
Приложения ..........................................................
I-
Введение
Актуальность диссертационного исследования обусловлена существующей неопределенностью научного статуса библиосоциологии, ее объекта и предмета, парадигмальных, теоретических и методологических основ, специфики используемых ею исследовательских методик и процедур. Некоторые исследователи полагают, что библиосоциология является составной частью книговедения (H.A. Рубакин, М.Н. Куфаев, А.И. Барсук, Р. Эскарпи) или библиотековедения (В.В. Скворцов, A.C. Чачко). Другие оценивают ее как социологическую дисциплину, но относят к различным отраслям социологического знания - либо к социологии чтения (М.Д. Афанасьев, А.И. Рейтблат, В.Д. Стельмах), либо к социологии литературы (К.Берельсон, JI. Гольдман, Г. Крисманский, П. Лазерсфельд, Л. Лоуэнталь), либо к социологии культуры (3. Вайт, Л.Н. Коган), либо к социологии образования (П. Бурдье).
В последнем библиотековедческом словаре («Библиотечное дело. Терминологический словарь» / РГБ - М., 1997, с. 113) библиосоциология отождествляется с социологией библиотечного дела и понимается как «раздел социологии, связанный с изучением закономерностей функционирования библиотеки как социального института». «Энциклопедический социологический словарь» (М.: ИСПИ РАН, 1995) такой отрасли социологии не признает. Широко распространено мнение о том, что библиосоциология не является самостоятельной отраслью ни книговедения, ни библиотековедения, ни социологии, а представляет собой обобщенное обозначение всей совокупности эмпирических социологических исследований разнообразных проблем библиотечного дела (И.А Бутенко, А. Вейнберг, И.С. Гольденберг, Н.Е. Добрынина, И.В. Иванчук, Н.С. Карташов, Е.И. Кузьмин, Ю.П. Мелентьева, X. Нууди, Л.Ю. Пээп, Ю.Н. Столяров и др.). В связи с этим библиосоциология нередко уподобляется служанке, обслуживающей библиотековедение и обязанной соблюдать правила, установленные госпожой, что если не предполагает, то не исключает нарушения принципов социологической науки (Н.С. Карташов, В.В. Скворцов, A.C. Чачко и др.). Необходимость выявления и уточнения научных атрибутов библиосоцио-
г) типографским оформлением - наличием картинок, крупного шрифта, солидного объема;
д) дешевизной [525, с. 56].
Резюмируя сказанное, подчеркнем, что распространенные в писательско-издательской среде России XIX века разговоры о необходимости изучения читателей не получили должного научно-исследовательского сопровождения. Один из литературоведов той поры справедливо называл читательские запросы народа «безмолвными», а потому трудно фиксируемыми. Народ, по его словам, безмолвствовал потому, что не был способным выразить свои интересы вообще, читательские, в том числе, а также в силу недоверия тем своим «друзьям», которые вдруг обнаружились среди их господ [287, с. 39-50].
Чтобы сделать «безмолвные запросы» явными, нужны специальные исследовательские методы, которыми не владели ни писатели, ни литературоведы, ни книгоиздатели. Поиск этих методов и их экспериментальная проверка составляют основное содержание начального периода исследований библиотечного и книжного дела. В данном поиске активно участвовали педагоги, научно-исследовательской деятельности которых посвящен следующий параграф.
§ 2. Библиопедагогичсские исследования конца XIX — начала XX веков
Начало этим исследованиям в России положили, по инициативе Л.Н. Толстого, так называемые «культурные одиночки» - прогрессивные интеллигенты, страстно желавшие просвещения своего народа. Они создавали школы и библиотеки, обучали крестьян грамоте и чтению, помогали им разобраться в прочитанном, пропагандировали лучшие, с их точки зрения, книги и культурные образцы поведения. Большинство из них ныне забыто. Но по сохранившимся публикациям, весьма отрывочным и куцым, можно заключить, что некоторые из «культурных одиночек» серьезно и много занимались исследовательской деятельностью в направлении изучения тех свойств крестьянства, которые облегчали или затрудняли влияние книг разных жанров и направлений на их
- Київ+380960830922