Ви є тут

Возможности, ограничения и особенности процедуры проведения метода онлайновой фокус-группы

Автор: 
Лебедев Павел Андреевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300512
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение.........................................................................................4
Глава 1. Интернет как исследовательская среда: эволюция метода фокусированных групповых интервью от традиционной до интернет-модификации.......................................Х4
1.1. Интернет как среда применения социологического метода.................................14
1.1.1. Социология Интернета, виртуальной реальности - к определению тематической рамки 15
1.1.2. Особенности опосредованной коммуникации в Интернете..............................17
1.1.3. Гипертекст, новые типы нарратива и взаимодействии................................27
1.1.4. Анонимность и конструирование идентичности.......................................32
1.1.5. Интернет-пользоватслн как генеральная совокупность...............................38
7.2. Метод фокусированных групповых интервью...............................................47
1.2.1. Метод фокус-группы и сю положение в социологическом дискурсе.....................49
1.2.2. Групповая динамика как методологическая основа фокус-группы......................56
1.2.3. Метод классической фокус-группы в ряду других групповых методов..................64
1.3. Метод онлайновой фокус-группы как модификация классического подхода...................69
1.3.1. Онлайновые фокус-группы: к определению концептуальною аппарата...................70
1.3.2. Вопрос о типологии онлайновых дискуссий..........................................75
1.3.3. Синхронная и асинхронная ОФГ.....................................................78
1.3.4. Сравнительные исследования различных типов ФГ....................................86
Основные результаты первой главы...........................................................90
Глава 2. Процедура проведения асинхронной ОФГ....................................................97
2.7. Организация пространства онлайновой фокус-группы......................................97
2.1.1. Фокус-ком пата...................................................................97
2.1.2. Программное обеспечение как пространство дискуссии...............................98
2.1.3. Блог в Живом Журнале как пространство дискуссии.................................100
2.2. Принципы формирования онлайновой фокус-группы и способы отбора участников.... 109
2.2.1. Основные принципы формирования группы...........................................109
2.2.2. Набор участников на онлайновую фокус-группу.....................................111
2.2.3. Набор активистов молодежных движении...........................................] 16
2.3. Проведение онлайновой фокус группы: процессуальный и содержательный аспекты. 127
2.3.1. Основные принципы проведения фокус-группы.......................................128
2.3.2.11ровсдснис ОФГ: роль модератора и групповая динамика............................134
2.3.3. Процессуальный аспект асинхронной ОФГ - временные характеристики................142
2.3.4. Процессуальный аспект асинхронной ОФГ - различные типы взаимодействий...........147
2.3.5. Содержательный аспект асинхронной ОФГ...........................................150
2.3.6. Рефлексия участников ОФГ над особенностями се проведения........................153
2.4. Критерии качества онлайновой фокус-группы............................................156
2.4.1. Определения параметров качества качественных методов............................157
2
2.4.2. Процедурная строгость как базис качества исследования....................166
2.4.3. Внешняя валидность результатов исследования..............................171
2.4.4. Исследовательская этика на ОФГ...........................................177
Основные результаты второй главы..................................................179
Заключение............................................................................ 186
Литература..............................................................................195
Приложение №1. Гайд для проведения ОФГ с активист ами молодежных движений в рамках первого этапа исследования (февраль-март 2008)...................................215
Приложение №2. Гайд для проведении ОФГ с активистами молодежных движений в рамках второго этапа исследования (август-сентябрь 2008)................................219
3
социального присутствия (social presence) [152]. Именно эту работу считают базовой для анализа КОК, хотя авторы разрабатывали свою теорию, анализируя телефонные и видео-конференции, а не компьютерную коммуникацию. Социальное присутствие - это степень, с которой медиум передает непосредственность разговора лицом к лицу, чувство того, что другие акторы вместе включены в коммуникативное взаимодействие. Согласно авторам теории, чем меньше каналов или кодов доступны посредством медиума, тем меньше внимания уделяется присутствию других участников коммуникации. С уменьшением степени социального присутствия сообщения становятся более безликими, менее насыщенными эмоционально [174, р. 54].
Социальное присутствие представляет собой характеристику, дифференцирующую различные виды медиа. Очевидно, что текстовая КОК имеет максимально низкую степень социального присутствия по сравнению с взаимодействием лицом к лицу из-за отсутствия невербальной составляющей коммуникации и дополнительных нетекстовых сигналов.
Как отмечает Я. Уолтер, из оригинальной теории социального присутствия не становится ясно, когда реальные характеристики медиа оказываются детерминантами коммуникационных различий, а когда восприятие пользователей влияет на их поведение. Ряд исследователей отмечали, что даже если социальное присутствие и понималось как характеристика медиума, то измерялась она всегда через субъективное восприятие людей [174, р. 55].
Теория социального присутствия получила свое дальнейшее развитие в теории «сигналов социального контекста» (social context cues) [157]. Ключи (сигналы) социального контекста включают в себя элементы физического окружения и невербальное поведение акторов. Они определяют природу социальной ситуации и относительный статус акгоров в этой коммуникации. В коммуникации лицом к лицу эти «сигналы» могут быть переданы пространственными характеристиками, материальными предметам]] и т.п.
21
Отсутствие этих сигналов в КОК приводит, во-первых, к выравниванию статусов общающихся, а, во-вторых, к усложнению процесса понимания, вызванного большим вниманием к самому себе, а не ориентацией на другого.
Теория «насыщенности медиа» - еще одна теория, которую следует упомянуть в ряду подходов, концентрирующихся на фильтрации сигналов [164]. Насыщенность средства передачи информации относится к возможности медиума, проводящего коммуникацию, способствовать мгновенному взаимодействию, получению ответной реакции, общению с использованием сигналов (cues) различного характера. Самыми насыщенными, безусловно, являются взаимодействия лицом к лицу, передающие высокую степень социального присутствия, когда доступны все возможные типы сигналов. Коммуникация по телефону обладает меньшей степенью выраженности этих характеристик, потому что помимо содержания передает только аудио-сигналы (интонации, акцент, тембр и т.п.).
Как следует из кратких описаний теории социального присутствия, сигналов социального контекста и насыщенности медиа, эти концепции тематизируют общую проблему - проблему передачи сигналов, важных для интерпретации сообщения.
В рамках рассмотренных теорий текстовая коммуникация, опосредованная компьютером, оказывается наименее насыщенной, обладающей невысокой степенью социального присутствия. Это определяется отсутствием визуальных и звуковых сигналов из передаваемого сообщения. Но означает ли это, что общение в нем оказывается неполноценным, урезанным?
Уже в 90-х Я. Уолтер показывает, что представления о КОК и ее ограниченности, неспособности полностью передавать сложные смыслы, заложенные в сообщениях, берут начало именно в этих теориях и основываются на устаревших экспериментах, требующих существенного концептуального и методологического пересмотра [174, р. 80].
22