2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ................................12
1.1. Социальные категории русской религиозной философии.12
1.2. Предмет и границы социологии.......................30
ГЛАВА 2. ВКЛАД Н.А.БЕРДЯЕВА В СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ 52
2.1. Общая методология и эволюция научного творчества...52
2.2. Проблема человека и сущность общественного бытия...67
ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ТРУДАХ Н.А.БЕРДЯЕВА...............................84
ЗЛ.Социально-политическая трансформация общества........84
3.1. Особый путь и национальная идея России.............96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
128
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
На рубеже XIX - XX столетий в России сложилась уникальная плеяда мыслителей, которые, будучи философами идеалистической и религиозной направленности, на всех этапах своего творческого пути обращались к осмыслению общественных процессов, искали наиболее адекватные способы их интерпретации.
В творчестве выдающихся русских обществоведов - В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Е.Н.Трубецкого, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка, П.А.Флоренского - дается глубокий и плодотворный анализ важнейших социально-политических проблем России. При этом особое внимание уделяется сущности взаимоотношений личности и общества, феномену человеческой свободы, роли религии и церкви в жизни социума. Несмотря на то, что сами они не называли себя социологами, их вклад в российскую социологическую науку дает право считать их виднейшими ее представителями начала XX века. Эти исследователи разработали ряд глубоких идей, находящихся в русле достижений современной социологии и подтвержденных ходом исторического развития человечества.
Особого внимания в ряду русских религиозных мыслителей заслуживает Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948), один из крупнейших представителей русского духовного ренессанса, который был, несомненно, ученым-обществоведом широкого плана.
В трудах этого русского мыслителя, число которых достигает 500 и которые представляют собой широчайшую палитру разнообразных социальнофилософских и социологических идей, во многом нашли свое отражение социально-политические события, переломные для судьбы России. В них дается глубокий и плодотворный анализ социального и политического
12
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
1.1. Социальные категории русской религиозной философии
Многие исследователи объясняют анализ социологических и социально-политических идей русских религиозных философов - В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Е.Н.Трубецкого, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка, П.А.Флоренского субъективным желанием включить довольно широкие социально-философские воззрения в рамки именно этой науки.
На самом деле социальные взгляды русских религиозных мыслителей вовсе не равнозначны всему их религиозному и философскому творчеству. Следует отличать довольно емкие, сложные и порой противоречивые философские и теологические построения от идей собственно социологических.
Например, только один из них - С.Н.Булгаков во многом способствовал углублению понимания объекта, предмета и метода социологии как науки. В частности, этот ученый дал детальный анализ теорий социального прогресса и обосновал собственную теорию прогрессивного развития общества16.
С.Н.Булгаков охарактеризовал мировоззрение русской интеллигенции конца XIX века - начала XX века, его основные черты. Он сделал далеко идущие выводы о последствиях взаимодействия интеллигенции и общества, искал пути формирования действительно народной, творческой интеллигенции, понимающей свои культурно-исторические задачи и способной вести общество по пути духовного роста17. Этот ученый также:
- раскрыл сущность и последствия для общественной жизни важнейших идейно-политических течений новой и новейшей истории - гуманизма,
16 Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма. М., 1902.
17 Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Библиотека «Вехи». М., 2004.
13
атеизма, марксизма, социализма, демократии, германского национал-социализма, большевизма;
- обосновал понимание нации как особой социальной общности, сущности национального самосознания, особенностей психологии русского и других народов;
- разработал концепцию духовного отношения к хозяйствованию как творческой деятельности разумных существ по преобразованию природы, противостоящую пониманию хозяйства как деятельности по удовлетворению материальных потребностей человека и подчинению человеком природных сил;
- показал глубинное понимание сущности процессов, происходящих в обществе, продемонстрировал возможность и плодотворность глубинного смыслового подхода к анализу социальных явлений, состоящего в исследовании их духовного содержания, религиозной направленности.
В данной связи нельзя не остановиться на некоторых философских и мировоззренческих основах творчества этих выдающихся общественных деятелей и ученых рубежа XIX - XX столетий, категориях и понятиях, выработанных ими в целях создания целостного социального познания.
Основу русской религиозной философии начала XX столетия составила идея Бога, как абсолютного источника смысла и ценностей человеческого бытия и мысль о заложенном в основании человеческого общества божественном миропорядке.
«...Истинная же цель нашей жизни христианской состоит в стяжании
1Я
Духа святого Божьего ». «...Вопрос о всесильном и всепобеждающем смысле есть вопрос о Боге. - Бог как жизненная полнота и есть основное предположение всякой жизни. Это и есть то, ради чего стоит жить, и без чего жизнь не имела бы цены»19.
Человеческий мир несоизмерим с божественным, малое в этом мире наречется великим в царствии небесном; пути Господни неисповедимы;
11 Флоренский П.А. Вопросы религиозного самопознания. М., 2004. С. 80.
19 Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 2003. С. 80.
- Київ+380960830922