Ви є тут

Формирование профессиональной культуры офицера российской армии : Основы социологического исследования

Автор: 
Лапшов Валерий Александрович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000300113
179 грн
Додати в кошик

Вміст

-3-
учебньтх заведениях................... 187 - 204
§ 3.3. Совершенствование профессиональной культуры офицера русской армии в условиях воинской службы...................... 205 - 223
Глава 4. Формирование профессиональной культуры офицера российской армии в период проведения военной реформы.................................. 224 - 290
§ 4.1. Особенности проведения военной реформы в целях совершенствования профессиональной культуры офицера: исторический опыт и уроки..................... 225 - 254
§ 4.2. Состояние и динамика формирования профессиональной культуры офицера российской армии в современных условиях 255 - 290 Глава 5. Социально-технологические основы формирования профессиональной культуры офицера российской армии в системе современного военно-учебного заведения.............................. 291 - 350
§5.1. Теоретические основы и принципы военно-социальной технологии формирования профессиональной культуры офицера российской армии в системе современного военно-учебного заведения.... 291-301 § 5.2. Основные этапы формирования профессиональной культуры офицера российской армии в системе современного военно-учебного заведения..................... 301 - 351
Заключение........................................... 352-393
Список источников и литературы....................... 394 - 440
-63-
Становление и развитие профессии можно было бы представить в виде следующих сменяющих друг друга этапов:
а) выделение определенной совокупности трудовых функций и ее закрепление за группой социальных индивидов;
б) обособление и профессионализация членов группы, включение в товарные отношения;
в) социализация группы, приобретение ею особых черт социального облика и специфических общественных интересов.
Таким образом, новая профессия возникает гам и тогда, где и когда изменение, усложнение, усовершенствование технологии производства создаст момент несоответствия между нею как процессом и сложившейся прежде системой обслуживающих действий и деятельностей. В целостной структуре общественной практики образуется некоторая недостаточность, как бы пустое место, единственным наполнением которого служит “чистая функция”, обозначающая то, что должно здесь быть для дальнейшего нормального функционирования всей системы. Для восстановления нарушенной связи и бесперебойного взаимодействия между техникотехнологической и деятельностной сисгемами необходимо заполнить нишу, образованную вновь возникшей производственной функцией, создать и произвести необходимые операции и тем самым включиться в систему производственных отношений. Так формируется новое функциональное место, с совершенно особыми новыми характеристиками необходимой ему деятельности. Так начинаегся новая профессия.
В зависимости от того, какого рода функциональное место рождает новая технология, возникают и разного рода профессии. Когда дело упирается в новый продукт и новые операции для получения продукта, т.е. когда в качестве предмета деятельносги выступают конкрегные материальные вещи, требующие (при извест-
-64-
ном уже алгоритме) лишь умелого воспроизведения операций, можно говорить о возникновении новой рабочей профессии. Когда же новое функциональное место в качестве главного предмета деятельности выдвигает ряд постоянно существующих специальных проблем, требующих исследования и решения, тогда формируются профессии, для которых становится необходимым соответствующее высшее и среднее специальное образование.
Итак, новые профессии рождаются непосредственно в сфере практики, отвечая ее насущным запросам и потребностям. Какое-то время они развиваются относительно самостоятельно, вырабатывают свои нормы, способы действий, операции и т.д.
Процесс становления профессии соответственно заключается в формировании такой морфологии и структуры деятельности, которые бы наилучшим образом соответствовали ее функциональному назначению.
Границы профессии, число и виды входящих в нее специальностей изменчивы, подвижны. Нарастающая специализация труда сочетается и взаимодействует с формированием групп родственных профессий, появлением “сквозных” профессий, свойственных различным отраслям производства. В процессе интеллектуализации трудовой деятельности возрастает специализация внутри профессий умственного труда, в то же время многие его виды “технизируются” благодаря применению современных компьютерных, множительных и т.п. устройст в. В результате растущее число профессий занимает пограничное положение в общественном разделении труда, сочетая в себе разные его виды1.
Объединение социальных индивидов одной профессии как специфической социальной группы, усиление внутренних и внеш-
1 Социология: Словарь-справочник. - Т. 2. - С. 142.