Ви є тут

Политическая харизма как категория социологии. : Теоретический анализ

Автор: 
Фреик Наталия Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
272961
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................3
I. Политическая харизма в социологии политики Макса Вебера....................14
1.1.Основные понятия политической социологии М. Вебера.................17
1.2. Внеобыденность харизмы............................................23
1.3.Взаимоотношения религии и политики.................................30
1.4. Харизма и мотивация участников современного политического действования............................................................36
1.4.1. "Массы"......................................................38
1.4.2. Управленческий штаб вождя....................................42
1.4.3. Харизматический вождь........................................48
II. Теоретический анализ основных концепций харизмы в западной социологии ...............................................................57
2.1. Религиозная концепция харизмы.....................................57
2.2. Концепции "псевдохаризмы".........................................65
2.3. Функциональная трактовка харизмы................................. 82
2.4. "Героико-мессианские" концепции харизмы..........................101
2.4.1. "Мифологическая" трактовка харизмы..........................102
2.4.2. Теории трансформационного лидерства......................... 106
2.5. Плюралистические концепции харизмы...............................113
III. Перспективы развития проблематики политической харизмы...................125
3.1. Неоднозначность категории "политическая харизма".................127
3.2. Основные модели политического действования и харизма.............136
3.3. Политическая харизма и эмоциональная мобилизация масс............ 151
Заключение................................................................... 158
Литература...................................................................167
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность изучения проблематики политической харизмы обусловлена ее важностью для социологии как в теоретическом, так и практическом отношении. "Харизма" относится к числу основных категорий политической социологии, наряду с такими понятиями как власть, легитимность, конфликт и пр. В то же время "политическая харизма" - одна из тех категорий, дискуссии о которой идут практически постоянно: тогда как одни ученые плодотворно применяют данное понятие в исследованиях современных политических процессов, другие говорят о неадекватности и нецелесообразности его использования.
Понятие "харизма", первоначально употреблявшееся исключительно в религиозных кругах, получило распространение в социологии благодаря работам М. Вебера. При этом веберовская концепция харизмы до сих пор является одной из самых распространенных и разработанных в теоретическом и методологическом отношении. Однако неоднозначность проблемы харизмы и связанных с ней явлений приводят к тому, что имеющиеся интерпретации теоретического наследия Вебера отстоят друг от друга весьма далеко и нередко мало соотносятся со смыслом, который вкладывался им в данное понятие. Отметим также, что в веберовской категории "харизма" имеется множество измерений, большая часть из которых, скорее, лишь заявлена, чем тщательно разработана. В настоящее время актуален вопрос о том, насколько адекватна веберовская концепция харизмы для анализа современного политического пространства и каковы эвристические возможности категории "политическая харизма" в целом.
Несмотря на некую "неуловимость" понятия, харизма представляет собой вполне определенный социальный феномен, который имеет важные последствия для общества в целом и нуждается в серьезном рассмотрении. В мировой социологии, помимо Вебера, свой вклад в разработку проблематики политической харизмы внесли несколько теоретических направлений. Каждый из этих подходов строится на различных аксиоматических посылках в отношении феномена харизмы и политического пространства Соответственно, у каждого исследовательского подхода к проблеме харизмы свои эвристические возможности, методы исследования, наполнение данной категории, характерные преимущества и ограничения, сосредоточенность на различных аспектах проблемы политической харизмы и т.д. Все эти моменты необходимо учитывать в случае использования в социологических исследованиях категории "политическая харизма".
16
социологии в целом как выяснение контекста, в котором Вебер использует данное понятие В первую очередь, обратим внимание на следующие понятия: "идеальный тип", "политика'1, "власть", "государство", "политический союз", "социальное действие", "легитимность", "рациональность". Особый интерес представляет веберовская типология господства.
Исходя из данного Вебером определения харизмы, одна из ее сущностных черт - внеобыденность. Данное свойство харизмы актуализирует ряд принципиальных вопросов в отношении политической харизмы, в частности, взаимоотношения подлинной и рутинизированной харизмы; возможность легитимации порядка на основе внеобыденных по своей сути харизматических чувств; соотношение харизматического типа господства с рационализацией современного мира и политики, возможность политической харизмы вообще и в секулярном мире в частности. Анализу данных проблем посвящен второй параграф главы.
Изначально теологический термин "харизма", относившийся к сфере внеобыденного и сверхъестественного, был распространен Вебером на гораздо более широкий круг явлений. Мы исходим из предположения, что разработанные Вебером идеальные типы господства (в том числе харизматический) в равной степени применимы как к сфере религии, так и к сфере политики. В своих работах Вебер описывает широкий диапазон взаимоотношений религии и политики. Особый интерес представляет современная ситуация, которая, по Веберу, характеризуется тем, что сфера религии и сфера политики находятся в конфронтации как два "самозаконных" "космоса" Иными словами, актуализируется вопрос о том, как возможен феномен харизмы (в том числе политической) в подобных условиях? Один из принципиальных моментов, обуславливающих характер отношений между политикой и религией, по Веберу, - обращение каждого политического союза к насилию и средствам принуждения В зависимости от возможности применения насилия - потенциальная или актуальная (мирный порядок или война, соответственно), Вебер описывает два сильно различающихся типа современной политики. Специфика современных войн состоит в том, что именно здесь достигается абсолютная непримиримость не только между "космосами" политики и религии, но и между политикой и харизмой.
По Веберу, политическое действие предполагает наличие трех участников, от мотивации и поведения которых зависит его характер. Это "массы", вождь и его управленческий аппарат Сообразуясь с этой логикой, политическое харизматическое господство также зависит от тех же трех участников, анализу мотивации которых посвящен четвертый параграф главы Принципиально важно то, что как бы внеобыденна ни была харизма, для своего признания и дальнейшего существования
17
харизматический вождь должен постоянно представлять успехи своего "дара", своих действий, т е. доказательства харизматической легитимности - знаки "благодатное™", "чудеса" и т.п Данное обстоятельство приводит нас к выводу о принципиальном значении "организационного", "бюрократического" аспекта проблемы политической харизмы Иными словами, помимо "благодатного" вождя, не менее важную роль, по Веберу, играет наличие профессионального управленческого аппарата, от эффективной деятельности которого зависит успешность создания, поддержания и рутинизации политической харизмы По сравнению с политикой "века площадей и митингов", современность с ее революцией телекоммуникаций, необычайным развитием СМК, с появлением массового общества и массовой политики, не только не умаляет важность организационного аспекта феномена политической харизмы, но, наоборот, делает его первостепенным. Таким образом, представляется целесообразным подробно проанализировать комплекс вопросов, касающихся взаимоотношений управленческого аппарата и харизматического вождя - совпадение и конфликт их интересов, основания и возможность слаженных действий и т.п.
1.1. Основные понятия политической социологии М. Вебера
Рассмотрение концепции политической харизмы М. Вебера предполагает исследование контекста, в котором используется понятие "харизма", какое место оно занимает в категориальной системе социологии, а также цель, для которой оно было введено в словарь социальных наук. В первую очередь остановимся на методологических и теоретических положениях социологии Вебера
Важнейшим методологическим понятием Вебера является понятие идеального типа, которое имеет самое непосредственное отношение к другим веберовским категориям - понимания и рациональности. Цель социологии, по Веберу, состоит в том, чтобы выявить смысл, вкладываемый индивидом в действие, даже тогда, когда этот смысл не был им вполне осознан. Теоретическая конструкция идеального типа направлена на то, чтобы представить научный материал более оформленным и понятным за счет извлечения содержащегося в нем рационального начала, при необходимости - путем создания мыслительной модели этой рациональности. Соответственно, идеальный тип - это не реальность, но и не схема, в которую явления действительности могли бы быть введены в качестве частного случая. Идеальный тип предстает именно как идеальное пограничное состояние, с которым действительность сопоставляется, чтобы сделать отчетливым значимые компоненты ее эмпирического содержания Как отмечает Ю Н Давыдов, "внутренняя логическая упорядоченность