Ви є тут

Современная отечественная социология : Региональный уровень развития

Автор: 
Хорошкина Елена Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000323863
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В РЕГИОНЕ
РАЗДЕЛ П СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗАХ
« У,-.'
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
3-12
13 -69
70-118
119-125
126-144
ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2,3
145-149
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современные условия
общественного развития задают новые цели общему и профессиональному образованию и ставят проблему необходимости изменения существующей парадигмы образования. Как считают большинство исследователей, современной России необходимы специалисты гармонично образованные, сочетающие в себе широкую фундаментальную научную подготовку с глубокими и всесторонними знаниями конкретной специальности. Образование, занимая ведущую позицию среди социальных институтов общества, претерпевает значительные изменения. Особая роль в этом процессе принадлежит гуманитаризации образования.
Одной из особенностей реформирования высшего образования стало включение в профессиональные образовательные программы в качестве обязательного элемента, цикла общих гуманитарных и социально -экономических дисциплин, которому отводится около четверти учебного времени.
Происходящие перемены активизируют современный интерес к разработке проблем истории и теории социологии, что объясняется не только историческими аргументами. Именно в кризисные моменты в обществе рождается повышенный спрос на социологические знания.
Возрожденный процесс преподавания социологии в высшей школе в последнее десятилетие XX века опирался на классические традиции как западного, так и отечественного опыта. Вместе с тем, новая социальная действительность востребовала новаторские подходы в поиске наиболее
14
В конце XIX и в начале XX веков, когда происходило бурное развитие и институционализация мировой социологии, в России она была фактически запрещена.
Основная часть русских социологов вынуждена была создавать свои работ!,I за рубежом; другая же - занималась социологией в рамках иных наук (права, истории, философии).1 Поэтому многие проблемы социологии уходили в структуру упомянутых наук, что метало определению ее предмета и проблематики. По утверждению Т. Парсонса, российские “социологи изучали то, что не успели охватить представители этих наук”.2
Создание Высшей школы в Париже но инициативе М.М. Ковалевского и Е. В. Де Роберти в 1901 г., а в 1916 г. - социологического общества, основателем которого был П.Л. Сорокин, а в последствии и факультета общественных наук Петроградского университета, и других обществ, социологическое знание способствовало объединению сил социологов для проведения исследований в обществе.
Несомненно, что зарождение предпосылок социологического мышления в России самым тесным образом связано с развитием самой науки и деятельностью образовательных учреждений. Как известно, первая кафедра социологии была открыта в 1908 г. в частном Психоневрологическом институте и стала, по утверждению Ковалевского, единственной кафедрой “на всю империю в 160 миллионов жителей”. Термин “социология” не принято было использовать, поэтому подыскивались разного рода синонимы, что позволяло избежать запрета властей на введение в программу учебных заведений этого
' См.: Бороноев А.О. Социологическое мышление: пути и трудности формирования // Социологические исследования. 1999. № 1. С.6.
л
' Парсонс Т. Американские впечатления о социологии в Советском Союзе // Социологические исследования. 1992. № 5. С. 69.
15
предмета.1. Как писал М. Ковалевский в начале XX в., "... социология, обнимающая все области социального знания, синтезирующая их основные выводы, раскрывающая перед нами причины ripoipecca и упадка отдельных наций, указывающая на условия применения порядка с поступательным ходом истории, продолжает оставаться изгнанной из высших школ...”.2
Русские социологи ставили вопросы социальной психологии. В центре их внимания находились мысли, настроения, стремления людей, а также отдельной человеческой личности как носительницы всех психических переживаний, чувств, стремлений. Позже, в отечественной социологии появляются исследования объективных условий существования людей, обращения к экономике.
Первым, кто привнес на российскую почву Контовскую мысль о социологии, был П. Лавров. Это была вторая половина шестидесятых годов XIX века. В этот период и на Западе почти не существовало социологической литературы, а в некоторых странах она возникает позже, чем в России. Произведения социологической литературы выходили в России при жестких цензурных условиях.
Социологическая мысль в университетской науке оказала влияние на представителей поколения, родившегося около 1850 года. Более всего социология нашла приверженцев - представителей гуманитарных наук среди юристов, менее - среди экономистов. Что же касается историков, то в этой среде было распространено недоверие, даже отрицательное отношение к социологии.
: См.: Добреньков В.И., Галочкин В.И. Становление и развитие социологического образования и социологической науки в Московском университете // Вестник Московского университета, сер. 18. 1995. № 1. С. 31.
2 См.: Ковалевский М.М. Сочинения в 2-х т. Т. 1 Социология. СПб., 1997. С. 29.