Ви є тут

Проблема ценностей в социологии : Историко-теоретический аспект

Автор: 
Спиридонова Вера Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274403
179 грн
Додати в кошик

Вміст

<#
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ИСТОРИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
1.1. История концепта «ценность» 15
1.2. Проблема ценностей в наследии классиков социологии 21
1.3. Аксиологическая проблематика в социологии XX века 42
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Теоретико-методологические основания социологического исследова-
ния ценностей 75
2.2. Ценности в социокультурной парадигме постмодерна 101
2.3. Ценностные трансформации в современной России 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 131
#
[*
3
ВВЕДЕНИЕ
Выбор предметом исследования проблемы ценностей в социологии обусловлен тем значением, которое принадлежит им в процессах общественной жизни как символическим ориентирам социокультурного мира людей. Анализируя аксиологическую концепцию П.А. Сорокина, американский социолог Э. Коуэлл пришел к выводу о том, что социология в основе своей есть исследование ценностей [См.: Cowell E.R. Values in Human Society. The Contributions of Pitirim A. Sorokin to Sociology. - Boston, 1970]. Другой известный американский аксиолог М. Рокич в своей работе «Природа человеческих ценностей» также утверждал, что социология, изучающая человека в его соотнесенности с культурой и обществом, и есть наука о ценностях человека и общества; во всякой теории общества, явно или неявно, все равно присутствует общая теория ценностей [См.: Rokeach М. The Nature of Human Values. - N-Y.-L., 1973]. В современной научной литературе накоплен достаточно большой материал, посвященный различным подходам к изучению проблемы ценностей. Однако, несмотря на общепризнанность категории «ценность», отсутствует единство мнения в понимании ее сущности и роли в общественной жизни. Имеющиеся различные подходы к исследованию ценностей в силу своей полипарадигмальности затрудняют разработку единой социоаксио-логической концепции. Назрела необходимость провести «инвентаризацию» существующего историко-теоретического наследия в изучении проблемы ценностей и представить социологическое понимание ценностных процессов в современном обществе.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ценностная проблематика всегда была актуальной для социологии, так как по сложившейся системе ценностей, ценностных ориентаций и установок социо-
*
софском конгрессе (1997 г.), на Международной научно-технической конференции СПбГУНиПТ и Международной академии холода (2001 г.), на Международной научно-практической конференции «Культура и менталитет населения Сибири» (2003 г.). Основные положения диссертации нашли отражения в 10 статьях и в учебном пособии «История социально политической мысли» в 3-х частях. Результаты исследования использовались в процессе преподавания в Государственной полярной академии курсов «Социология», «Политология», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Социология управления». Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии и психологии Государственной полярной академии 24. 04. 2004 г. и была рекомендована к за-
15
ГЛАВА 1.
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ИСТОРИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
1.1. ИСТОРИЯ КОНЦЕПТА «ЦЕННОСТЬ»
Слово «ценность» («аксиа») впервые упоминается Диогеном Лаэртским в описании философских рассуждений стоиков. Как сообщает древнегреческий мыслитель, для стоиков «ценность ... есть, во-первых, свойственное всякому бла-,1» гу содействование согласованной жизни; во-вторых, ... польза, содействующая
жизни, согласной с природой,... в-третьих, меновая цена товара, назначаемая опытным оценщиком» [Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979. С. 300-?01]. Однако Л.Н. Столович полагает, что первым упоминанием следует считать древнеиндийский трактат «Артхашастра» («артха» - ценности, блага).
Аксиология как особая наука о ценности, как специальный ценностнотеоретический дискурс со своим понятийно-категориальным аппаратом возникла во второй половине XIX века в недрах философских концепций неокантианцев В. Виндельбанда и Г. Риккерта, опиравшихся на размышления В. Дильтея. Первое упоминание понятия «ценность» в категориальном смысле принадлежит немец-ф. кому философу Г. Лотце, а термин «аксиология» в научный лексикон ввели в 1902
году французский философ П. Лапи и в 1908 году немецкий философ Н. Гартман.
Аксиология появилась как запрос времени, как попытка теоретического обеспечения новой антитрадиционалистской ментальности, перехода к культуре личностнокрсативной, динамичной и инновационной. Хотя аксиология - продукт XIX века, попытки осмысления ценностного отношения существовали на протяжении многих веков. У понятия «ценность» были многочисленные синонимы, например: «благо», «добро», «красота», «истина», «сила», «величие», «счастье», «справедливость», «закон», «блаженство», «идея», «польза» и др. В средние века