Ви є тут

Социологическая проблематика в публицистике Питирима Сорокина

Автор: 
Латышева Марина Георгиевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
195125
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение..............................................................3
Глава 1 Роль традиций русской социологии в становлении Питирима Сорокина как учёного.
1.1 Основные черты и особенности развития русской социологии..........8
1.2 Публицистичность как определяющая черта русской социологии 36
1.3 Истоки социологического мировоззрения Питирима Сорокина и его основные черты. Опыт публицистической социологии................47
# Глава 2 Основная проблематика социологической публицистики Питирима Сорокина.
2.1 Постановка задачи и выбор метода исследования....................58
2.2 Вопросы гражданского общества....................................65
2.3 Первая мировая война и революция 1917 года......................104
Заключение..........................................................142
Список литературы...................................................150
Введение
Анализ социологической публицистики имеет довольно короткую историю, несмотря на то, что роль публицистики в современной жизни огромна. Публицистика в определенном смысле формирует общественное мнение. В российской социологии как, возможно, ни в какой другой, была сильна традиция социологической публицистики, то есть традиция отклика учёных на текущие социально-политические и духовные процессы. В России конца XIX - начала XX вв. публицистика являлась единственным, или, во всяком случае главным проявлением частной общественно-политической инициативы.
Крупнейшие российские социологи Н.К.Михайловский, П.Л.Лавров,
М.М. Ковалевский и особенно П.А.Сорокин активно участвовали в общественных дискуссиях на страницах газет и журналов. Это свидетельствует о том, что наша социология изначально и непосредственно была вовлечена в анализ практической жизни, в те общественные движения, которые влияли на характер развития российского общества.
За годы догматического мышления социологическая публицистика была подчинена власти, обслуживала её и тем самым была сведена почти на нет. В последнее десятилетие наша социология отошла от подобного положения и начала приобретать свои подлинные функции, одна из которых состоит в социальной критике. Формой реализации этой функции выступает социологическая публицистика. Она представляет одну из основ становления в обществе социального (социологического) мышления, социологической культуры, которая формирует широкий взгляд на социальные процессы с учётом целого комплекса причиннофункциональных связей, а не какого-то одного фактора.
14
так или иначе отражал реальное разнообразие типов умонастроения и мировоззрения.
Начиная с Н.П.Грановского, обществоведы России не замыкались в национальные узкие рамки, стремились к синтезу идей, полемике с западной наукой. Каресв, это стремление к синтезу относил к числу наиболее характерных особенностей русской социологии.
Таким образом, первую четверть XIX века можно назвать (по выражению А.И.Гсрцена) «великим ледоходом» русской мысли и фактическим рождением национального философского сознания в форме философии истории. Мыслители первой половины XIX в., можно сказать, закладывают программу социологического поиска, которая и будет реализована во второй половине XIX-начале XX в. Среди основных мыслителей того времени можно выделить Н.И.Надеждина (1804-1856), который являлся одним из основоположников теоретической социологии и эстетики в России, пытался преодолеть ограниченность идеалистической методологии, оставаясь при этом на идеалистических позициях в понимании как общества, так и искусства. П.И.Пестель (1793-1826) выдвинул идею революционного преобразования общества как способа его прогресса. Следует отметить и В.Н.Майкова (1823-1847), который первым четко заговорил о необходимости создания новой науки в России. В 1845 г. в первом томе журнала “Финский Вестник” была напечатана его статья “Общественные науки в России”. Содержание данной статьи показывает, что идеи О.Конта оказали определенное влияние на В.Н.Майкова. При изложении своих мыслей он дает конкретную ссылку на четвертый том его основного труда (Cours de philosophie positive).
Не приняв контовский термин “социология”, он в своей статье “Общественные науки в России” (1845) ставит задачу формирования новой “социальной философии”, под которой им подразумевалась общественная
15
наука о законах социальной жизни людей и народов. В этой статье было изложено его понимание социологии как новой позитивной науки и убедительно обоснована объективная необходимость ее появления в России.
В 40-е гг. XIX в. сформировались два оригинальных направления российской социально-философской мысли - западничество и славянофильство. Представители этих направлений задали модель развития российской общественной мысли, в рамках которой эволюционировали философия и социология России, формировались ведущие социальные концепции. Перед обоими направлениями стояла одна проблема - судьба России; у них была одна логика и один метод, одни и те же заслуги и слабости. Расхождения же шли по вопросу о том, что понимать иод социальным развитием и как оно должно осуществляться: путём ли органического прорастания социальных форм в процессе естественной эволюции самобытной культуры (славянофилы), или путём более или менее насильственного внедрения социальных форм в соответствии с рационалистическим идеалом (западники).
В славянофильстве (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.А.Аксаков) можно выделить следующие идеи социологического значения: самобытность культурных типов; органичность социальной эволюции; община как социокультурная, структурообразующая форма социального бытия; соборность как принцип организации и идеал социальной жизни, в которой личное и общественное соразмерны при их равномощности; отрицание государственности и элементы анархизма; особая роль духовной, в том числе религиозной, внерациональной детерминации социального поведения людей.
Что касается западничества (Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский), то здесь выявились такие наиболее значимые идеи: единство мировой истории и её закономерный хараю-ер;