ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЙНАЯ СИСТЕМА И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ
1.1. Понятие трудового потенциала работника.................15
1.2. Система трудового потенциала работника.................30
1.3. Функции и свойства трудового потенциала................59
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РАБОТ НИКА
2. 1. Психофизиологические элементы трудового потенциала....71
2. 2. Статусные элементы трудового потенциала...............86
2.%. Ценностно-ориентационные элементы трудового потенциала .. 93
2.М Нормативно-ролевые элементы трудового потенциала.......106
2.К Адаптационные элементы трудового потенциала............J11
ГЛАВА 3. ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
3.1. Понятие, система и характеристики трудового поведения.121
3.2. Самореализация как основа механизма саморегуляции
и саморазвития трудового потенциала....................146
3.3. Деформации трудового поведения........................157
Глава 4. ПРОБЛЕМА ОПТИМАЛЬНОСТИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РАБОТНИКА
4.1. Пути достижения оптимальности трудового взаимодействия.... 170
4.2. Принципы оптимизации трудового потенциала работника...185
4.3. Развитие и саморазвитие трудового потенциала
и проблема их социальных технологий....................196
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................213
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................227
ВВЕДЕНИЕ
Благосостояние страны зависит не только от природных богатств, но и от того, насколько развит, востребован и активно реализуется фудовой потенциал ее работника. Трудовой потенциал работника - целостность социальных свойств, порожденная в результате специфического - трудового - взаимодействия личности и общества, на основе которого человек становится членом той или иной трудовой ассоциации. Трудовой потенциал детерминирует уровень, резервы и направление социального развития. Изучение его, необходимое для оценки нынешней ситуации, понимания целей и перспективных направлений развития общества, снижения социальных издержек переходного периода, - важная исследовательская задача социологии, которая с начала 90-х годов в России практически не решается.
Масштабные и неоднозначные перемены, наблюдаемые в период перехода России к рыночной экономике, отражаются на трудовом потенциале работника. Реализация достижений научно-технического прогресса вызывает необходимость фундаментального образования, мобильности и творческой активности. Смена социально-экономического строя породила новые способы реализации трудового потенциала: человеку приходится заново утверждаться как работнику, что завязывает узлы противоречий, усложняющих процесс его адаптации к становящейся рыночной системе. Преобразованная социальная структура общества, принадлежность людей к новым социальным слоям также существенно влияют на формирование, состояние и реализацию трудового потенциала, определяют появление его новых структурных элементов и отмирание устаревших. Появление рынка труда требует обладания таким трудовым потенциалом, который необходим ‘'здесь и сейчас*’. Изменившийся характер межличностных отношений, возникающих в процессе труда, современная система мотивации и ценностей также трансформируют трудовой потенциал работника России. Наконец, организуя среду, в которой формируется и реализуется фудовой потенциал работника, общество все мс-
23
утрачиваются). Запас возможностей обеспечивает динамичность развития системы, се гибкость и маневренность по отношению к меняющимся условиям существования, постоянное пребывание личности и общества в состоянии изменения. Резервы, которые обеспечивает подструктура возможностей, позволяют своевременно реагировать на изменения, быстрее адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, эффективнее использовать имеющуюся у работника технику. Возможность дает нормативную базу трудовому потенциалу, а то, что он достигает, становится его действительным уровнем. Сама действительность трудового потенциала (трудовые достижения) заключена в возможностях тех работников, из которых она состоит. Общество задает возможности, а действительное осущест вление есть достижение этих возможностей. Сказанное позволяет понять и объяснить многие факты и проблемы производства, в частности, тот факт, что уровень технического творчества на производстве более высок у тех, кто имеет среднюю квалификацию (возможности) выше, чем средний разряд выполняемых работ [см.: 115, с.9].
Трудовой потенциал общества существует через потенциал субъектов труда, становится причиной и следствием трудового потенциала субъекта труда. Общес тво обогащается, когда собирает у себя людей с высоким трудовым потенциалом, ибо обогащается его трудовой потенциал (примером этому могут служить США). И наоборот, чем меньше общество создает условия для его формирования и реализации, тем ниже уровень его достижений. Отсюда -практическое следствие необходимости создания этих условий. Общество должно “кредитовать” развитие своих работников, чтобы самому ему достигнуть более высокого уровня. Если работник будет только воспроизводить трудовой потенциат общества, то дальнейшее развитие общественного производства проблематично. Отсюда важное следствие: диалектическое взаимодействие в трудовом потенциале процесса и результата, возможности и действительности заключается еще и в том, что на уровне личности можно превзойти нормативную степень достижений, которые имеются в обществе. Поэтому источником развития трудового потенциала социума выступает
24
личность, чьи достижения в трудовой сфере могут выступать в качестве ориентира для остальных. В итоге личность становится субъектом непрерывного развития как собственного трудового потенциала, так и трудового потенциала общества. Конкретно это можно наблюдать на такой форме активности, как соревнование, конкуренция. В соперничестве индивидов с различным уровнем развития трудового потенциала выявляются те, чья трудовая активность может выступать как образец для подражания. Распространение так называемого передового опыта (в любой сфере деятельности: в науке, например, эго идет через публикации результатов исследований, выступления на конференциях и т.п.) является формой ‘‘подтягивания’1 трудового потенциала личности до уровня наиболее продвинутых представителей общества, его профессиональной элиты. Здесь мы тоже имеем дело с диалектикой возможности и действительности, когда достижение лучшего выступает как возможный уровень для остальных участников производственного процесса. Освоение ими нового превращает возможное в действительное достижение значительной части людей.
ГрудовоЙ потенциал работника обретает “статус предметности*' (С.Л.Франк) в процессе трудового поведения. Исследуя, замеряя трудовое поведение, можно полу чить представление о состоянии трудового потенциала; изучая его состояние, можно прогнозировать поведение. Своеобразное “препарирование5' трудового потенциала в предметном и поведенческом качествах будет произведено в главах 2 и 3, посвященных структуре трудового потенциала и трудовому поведению. В то же время для ясности наших дальнейших рассуждений необходимо подчеркнуть, что в каждый данный момент трудовой потенциал соединяет в себе количественно-качественную определенность. Качество любого объекта тесно связано с количественными характеристиками (свойствами, степенью их выраженности, признаками и т.д.). Поэтому наш подход требует введения понятия меры как категории, соединяющей в себе количество и качеегво в диалектическом единстве. Подход к трудовому потенциалу не только как к процессу, но и как к мере реализуемых
- Київ+380960830922