ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................4
ГЛАВА I. ТИПОЛОГИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ВЕБИССЛЕДОВАНИЙ ..................................................13
1.1. Концептуальный объект = участники опроса................14
/. 1.1. «Развлекательные» опросы...........................14
1.1.2. Опросы посетителей Интернет-сайтов................. 16
1.1.3. Опросы пользователей социальных сетей...............20
1.1.4. Access-панели Интернет-пользователей................21
1.2. Концептуальный оьъею-посетители веб-сайтов..............35
1.2.1. Исследование профилей пользователей социальных сетей 36
1.2.2. Опрос посетителей сайта, отобранных по случайной выборке 40
1.3. Концептуальный объект=социальные группы.................41
1.3.1. Опрос труднодоступных единиц........................41
1.3.2. Опрос групп с высоким Интернет пропикповепием.......42
1.4. Концептуальный объект=пользователи Интернета............42
1.4.1. Случайный опрос пользователей Интернета..............43
1.5. Концептуальный объект-население.........................44
1.5.1. Интернет опрос как один из возможных способов заполнения анкеты..................................................44
1.5.2. Репрезентативный онлайн опрос населения.............44
ГЛАВА И. ПОСТРОЕНИЕ ВЫБОРОЧНОЙ СОВОКУПНОСТИ В ВЕБ-ИССЛЕДОВАНИЯХ..............................................52
2.1. Концептуальный объекг=участники опроса..................52
2.1.1. Построение выборочной совокупности. Оценка параметров.... 52
2.1.2. Ошибки опросов......................................57
2.1.3. Ремонт данных: расчет корректирующих коэффициентов склонности..............................................61
2.2. Концептуальный объею-посетители веб-сайтов..............73
2.3. Концептуальный объект=труднодоступные группы: выборка, управляемая респондентами..................................75
2.3.1. Опрос труднодоступных единиц........................75
2.3.2. Построение выборочной совокупности..................79
2.3.3. Ог{енка параметров генеральной совокупности.........86
2.3.4. Проведение опроса методом RDS в Интернете...........89
2.4. Концептуальный объею-пользователи Интернета.............91
2.4.1. Построение выборочной совокупности. Оценка параметров генеральной совокупности...................................91
2.4.2. Ремонт данных........................................92
2.5. Концептуальный объект-население..........................95
2.5.1. Интернет опрос как один из возможных способов заполнения анкет....................................................95
2.5.2. Репрезентативный онлайн опрос населения..............98
ГЛАВА III ОНЛАЙН ОПРОС ПОСЕТИТЕЛЕЙ КАЗИНО: ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ И ОЦЕНКИ RDS ВЫБОРКИ................................107
3.1. Модели анализа гемблинга................................107
3.2. Методы сбора данных.....................................112
3.3. Результаты методического эксперимента...................114
3.3.1. Программа методического эксперимента................114
3.3.2. Анализ RDS данных...................................117
3.3.3. Оценка параметров генеральной совокупности..........129
3.3.4. Анализ данных онлайн опроса.........................137
3.3.5. Преимущества и ограничения онлайн RDSметода для опроса труднодоступных групп...................................144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................147
ЛИТЕРАТУРА.....................................................151
3
л
пространство» . Все больше развлекательных действий проходит также не в публичном, но частном пространстве. Историю западной культуры некоторые исследователи рассматривают как пространственное перемещение развлекательных действий из публичных мест в частные: мы слушаем аудиокниги в машине, смотрим DVD фильмы на компьютере, слушаем плеер, сидим дома и выходим в Интернет3.
Многие опросы в Интернете также выполняют развлекательную функцию. К подтипу «развлекательных» можно отнести опросы на специально созданных сайтах, например, www.misterpoll.com, www.opendebate.com,www.survey.net или www.onIine-poll.ru и ежедневные «вопросы дня» на сайтах газет, журналов, радиостанций, видеоканалов и т.д., например, www.rbc.ru,www.echo.msk.ru, или сайтах, генерирующих вопросы (www.jetlink.ru). Сомневаясь в качестве подобных голосований (как в формулировке вопросов, так и ограниченности п редоставляемых альтернативных ответов) У. Крофорд называет все онлайн-опросы «худшими из худших»4, но он не учитывает, что они проводятся в развлекательных целях и не претендуют на валидность и надежность данных.
Опросы на сайтах, посвященных онлайн голосованиям, открыты для всех желающих. Каждый Интернет пользователь может выступить не только в роли потенциального информанта, но и в роли исследователя, задающего вопросы. Проведение опросов, таким образом, становится доступным многим индивидам: люди могут задать интересующие их вопросы и опросить тысячи других пользователей, а также разместить ссылку на опрос на сайте или в блоге для друзей и знакомых.
Основная эксплицируемая цель подобных сайтов - создание площадки для обмена мнениями как формы развлечения. Как формулировки вопросов и ответов, так и результаты голосований не
: Бауман 3. Текучая современность. Спб: Питер: 2008. С. 47.
3 Firat A.F., Dholakia N. Consuming people. From political economy to theatres of consumption. London: Routledge, 2003. P. 9-10.
* Crawford W. Survey Says...Or Docs It? [Fun with Statistics] // EContent. 2004. Vol. 27. No. 11. P. 42-43.
15
претендуют на статус научных. Так, создатели сайта misterpoll.com прямо заявляют: «Мы поддерживаем директорию наиболее интересных и обсуждаемых голосований для общего развлечения. Ни одно из голосований не является научным, но репрезентирует коллективное мнение участников опроса»5.
В России подобные сайты только начинают развиваться. На одном из них, например, http://www.online-pol 1 .ru. можно обнаружить следующие интересующие пользователей вопросы: «Ваш любимый клавиатурный тренажер?», «Вы женились (вышли замуж) по любви или по расчету?», или «Нужно ли сейчас России заниматься Марсом?».
Социолог может просматривать данные сайты и результаты «вопроса дня», однако следует понимать, что невозможно экстраполировать полученные результаты на большую аудиторию, чем на респондентов, принимающих участие в данных опросах.
1.1.2, Опросы посетителей Интернет-сайтов
Второй подтип — опросы посетителей Интернет-сайтов — предполагает, что исследователи размещают баннеры и всплывающую рекламу с приглашением к участию в опросе на часто посещаемых порталах или тематических сайгах, таким образом, рекрутируя респондентов. По мнению М. Купера, эти опросы можно было бы отнести к «развлекательным», если бы не утверждения их организаторов о получении надежных результатов, подкрепляемые большим объемом выборки. Мик Купер считает, что именно подобные исследования потенциально угрожают признанию легитимности веб-исследований в целом.
Например, в известных проектах Национального географического общества «Опрос 2000» и «Опрос 2001» на сайте www.nationalgeographic.com могли принять участие все Интернет-
5 http:/Avw\v.mistcфoll.coш/about.htш
- Київ+380960830922