Ви є тут

Социологические воззрения Б.Н. Чичерина на правовую государственность

Автор: 
Добрина Наталия Александровна
Тип роботи: 
автореферат дис. кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Артикул:
195117
179 грн
Додати в кошик

Вміст

*
СОДЕРЖАНИЕ
2
• ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
РАЗДЕЛ I. Идейно-теоретические и социально-политические
факторы формирования социологических воззрений Б. Н. Чичерина 17
^ РАЗДЕЛ II. Б. Н. Чичерин о сущности и социальных основах
правового государства..........................................51
РАЗДЕЛ III. Значение взглядов Б. Н. Чичерина на современном ф этапе реформирования российского общества.......................89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................125
/
I
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................129
г
у
*
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время российское общество находится на стадии радикального реформирования. Одной из задач преобразований объявляется создание структурированного гражданского общества и построение правового государства. В ситуации, сложившейся в России в конце XX - начале XXI столетий, особую важность представляют исследования, способные дать концептуальные рекомендации для выбора путей развития государства, общества и права.
О начале процесса формирования правовой культуры в нашей стране можно говорить уже со второй половины XIX в. В это время начинает оформляться правовое сознание россиян - появляются правовые идеи, гуманизируется законодательство. Процессы, происходящие в настоящее время в нашей стране, аналогичны наблюдавшимся в конце XIX - начале XX вв. Но здесь следует искать не исторические параллели, а близость именно социокультурных процессов.
Преобразование правовых отношений, которое смогло бы цивилизовать жизнь в России, естественно волновало умы многих русских мыслителей. В наибольшей степени тенденция к поиску ценностных оснований правовой культуры реализовывалась в развитии российской либеральной мысли. Русским мыслителям при этом были известны западноевропейский опыт правового регулирования жизни и философско-правовые идеи, обобщавшие этот опыт. Но, усваивая эти идеи или отталкиваясь от них, мыслители в России имели перед собой другую действительность, с иными традициями и уникальным, отличным от Запада, историческим опытом.
Западные идеологи давно провозгласили правовое государство закономерным и наивысшим этапом эволюции общества. Реформы, происходящие в современной России, также нацелены на установление в стране конституционных начал в духе правового государства. Как и в других странах, у нас
В диссертации использовались как общенаучные методы (анализ, синтез), так и ряд специально-научных, в том числе метод анализа документов.
Теоретическими источниками исследования являются работы Б. Н. Чичерина, ряда крупнейших российских социологов второй половины XIX -начала XX вв., в том числе Н. А. Бердяева, Н. И. Кареева, П. Б. Струве, П. И. Новгородцева и других.
Поскольку тема данного диссертационного исследования находится на стыке нескольких обществоведческих дисциплин, таких, как социология, философия, государствоведение, в работе использованы соответствующие социологические, философские и правовые исследования.
В понимании процессов, происходящих в современном российском обществе, диссертант опирался также на анализ материалов, имеющихся в периодической печати, на представленные в них конструктивные идеи, выводы и обобщения.
Эмпирической базой исследования являются: материалы статистических сборников, федеральные законодательные акты и постановления, вторичный анализ опубликованных результатов всероссийских социологических исследований, а также фактологический материал, содержащийся в трудах ученого и раскрывающий основные положения его теории.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что автор впервые делает попытку научного освещения и системного анализа теории правовой государственности Б. Н. Чичерина с точки зрения возможности ее применения на данном этапе реформирования современного российского общества. Конкретно элементы новизны выражаются в следующем:
- предпринята попытка комплексного рассмотрения мировоззренческих предпосылок и факторов формирования идей, явившихся основой теории правового государства Б. Н. Чичерина;
- на основе анализа и обобщения взглядов мыслителя определены и раскрыты социальные основы правового государства;
- выявлены и проанализированы принципы правовой государственности, разработанные Б. Н. Чичериным;
- дана характеристика представленным в трудах Б. Н. Чичерина путям и средствам формирования правовой государственности;
- доказана актуальность идей и методологических подходов мыслителя в свете происходящих в современном российском обществе процессов реформирования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование социологических взглядов Б. Н. Чичерина на правовое государство явилось результатом синтеза идей и представлений, многие из которых развивались в трудах видных представителей западной философской мысли, прежде всего Г. В. Ф. Гегеля, и социально-политических доктрин, сформировавшихся в ходе реформаторских процессов, происходивших в российском обществе в середине XIX в.
2. Изначально основу теории Б. Н. Чичерина составлял «универсализм», проявившийся в стремлении мыслителя преодолеть недостатки многих идейно-философских направлений того времени, в том числе материализма, идеализма, позитивизма. Основой теоретических размышлений ученого явилась гегелевская философия права, ставившая в центр изучения государство. Однако в своих воззрениях Б. Н. Чичерин идет значительно дальше. Фактически можно говорить о дуализме разрабатываемой им теории, который проявился в синтезе неогегельянства и либерального консерватизма, где соединяются духовные основы, в лице свободно-разумной личности, и общественные взаимодействия, определяемые правом.
3. В теории правового государства Б. Н. Чичерина находят яркое отражение идеи о взаимодополнении государства, права, гражданского общества и личности. При этом ученый одним из первых в российской науке стал рассматривать гражданское общество не только как важнейший фактор, но и как социальную основу правовой государственности, в которой определяющую