Ви є тут

Социальный механизм формирования ценностных ориентаций молодежи современной России : Теоретико-методологические аспекты

Автор: 
Рослова Ольга Геннадиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000316414
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................. 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.....................15
§ 1. Социологические традиции
изучения молодежи...........................15
§ 2 . Специфика положения молодежи
в современных условиях......................44
ГЛАВА П. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ..........................83
§ 1. Содержание социального механизма формирования ценностных ориентации молодежи...................................83
§ 2 . Субъективные элементы социального механизма жизненного самоопределения молодежи........................114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................145
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................152
ВВЕДЕНИЕ
Молодость - это определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью. Молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это - возрастная общность, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества, а в XXI веке будет решать задачи, контуры которых сейчас трудно различимы. Проблемы перехода от государственно-монополистического социализма с авторитарно бюрократической системой управления к рыночно демократическому гражданскому обществу невозможно решать без определенной системы нравственных убеждений, высокой демократической культуры молодежи.
Вместе с разрушением социалистического общественноэкономического строя и коммунистической идеологии была разрушена во многом отлаженная, но формализованная система коммунистического воспитания молодежи. Однако взамен ничего не предложено. Вакуум государственной идеологии, размытость, противоречивость, порою конъюнктур-ность внедряемых современными реформаторами социально-экономических норм привели к потере у молодого поколения социально-нравственной опоры.
В современной России отчетливо видна диалектическая взаимосвязь, взаимообусловленность социально-экономического, культурного, политического развития страны и социального положения молодежи. Невозможно перевести в качественно новое состояние общество без адекватного перевода в такое же состояние молодежи. Ведь именно ей предстоит осуществлять реформы, строить цивилизованное, гражданское общество. Кроме того, молодое поколение восприимчиво к проблемам, связанным с рыночными отношениями, с формированием новых общественно-политических реалий.
15
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Функционирование и развитие молодежи как большой социальной общности генерации отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни. Это объясняется тем, что эволюция вообще, и социальная - в частности, состоит в изменении путей развития именно незрелых форм. Она мало зависит от взрослых, поскольку незначительна их способность меняться. Поэтому-то всякое социальное потрясение резко омолаживает слой активных деятелей, вплоть до юных генералов революционных армий. Взросление человека и развитие общества связаны неразрывно. Понять и найти место молодежи в обществе — значит, во многом направить его эволюцию.
Центральным элементом любого социального механизма является нормативная структура, регулирующая взаимоотношения между субъектами. Т. Парсонс1 писал, что ценностные ориентации, нормы направляют поведение людей в обществе. Задача данной главы — раскрыть традиции и особенности изучения специфических молодежных норм и ценностей, а также специфику положения молодежи в современной России.
§1. Социологические традиции изучения молодёжи
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеет давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения -
1 См.: Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. С. 132.
16
с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Как часть общества, молодежь является предметом изучения многих социальных наук. Философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история - это науки, где термин «молодежь» входит в понятийный и терминологический аппарат. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится на острие политической борьбы.
С определенной долей условности, присущей любой классификации, но все же можно выделить различные направления в социологическом изучении молодежи. Одним из таковых является структурно-функциональное направление.
К числу последователей структурно-функционального метода, активно применявших структурный анализ объекта изучения при разработке проблем молодежи, относятся, прежде всего, классики социологии Э. Дюрк-гейм, Р. Мертон, Т. Парсонс, и др. Они рассматривали молодежь как систему позиций, заполняемых индивидами, что означает для них приобретение некоторого социального статуса и исполнение определенной социальной роли в достижении стабильности общества. Однако с социологической точки зрения понимание его социальной структуры неполно, гак как из нее выпало все, что связано с материальным производством, что придает анализу формальный характер. Отсутствие историзма (все «современное общество» берется за одни скобки, сегодняшние молодежные организации сплошь и рядом сближаются с древними возрастными классами и союзами и т. д.), абсолютизация целостности социальной системы, невнимание к ее внутренним противоречиям как источнику развития, сведение всех проблем к нравственным - все это ограничивает достоинства этого метода и придает ему чрезмерно абстрактный характер.
Молодежь в трактовке Парсонса и Лйзенштадта, как правило, выступает объектом процесса социализации, не рассматривается как источник