Ви є тут

Социология прав человека: теоретико-методологический анализ

Автор: 
Мчедлова Елена Мирановна
Тип роботи: 
теоретико-методологический анализ
Рік: 
2006
Артикул:
195119
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание:
Введение........................................................3
Глава 1. Концепт «права человека», его
современная эволюция....................................25
1.1. Анализ подходов к «правам человека»........................25
1.2. Права человека: определение, факторы обеспечения, национальные системы защиты...............................40
1.3. Взаимосвязь прав человека с этикой, биоэтикой, социальной психологией....................................63
Глава 2. Классификация прав человека............................82
2.1. Группа прав, обусловленных природой происхождения..........83
2.2. Группа прав, соответствующих отдельным сферам жизни социума......................................................97
2.3. Права конкретных социальных групп..........................125
Глава 3. Права человека в практическом освоении
действительности........................................145
3.1. Права человека и толерантные отношения.....................145
3.2. Социальная компетентность в области прав человека..........167
3.3. Сущность и значение образования в сфере прав человека 175
Глава 4. Глобальный уровень проблемы............................189
4.1 Права человека в условиях процесса глобализации.............189
4.2. Права человека в контексте иных глобальных рисков современности...............................................212
4.3. Роль международных систем в деле защиты прав человека 227
Заключение.....................................................265
Библиография....................................................274-287
/
3
Введение.
Актуальность темы исследования. Практически во всех уголках современного мира наблюдается неослабевающий - скорее, даже растущий -интерес к проблемам прав человека. Оно и понятно: правовое гражданское общество, к которому стремятся все страны без исключения, в том числе, конечно, Россия, невозможно построить без соблюдения прав человека и знания контрольных механизмов их защиты. Тема прав человека приобрела особую актуальность и жизненную необходимость благодаря новым экономическим, социальным и политическим условиям, сложившимся в мире, в том числе в России. Очевидно, что назрела настоятельная необходимость реформирования общественного устройства, построения толерантного гражданского общества и правового государства и в силу этого - решения главной задачи - обеспечения прав и свобод человека. Россия в своей Конституции, как и другие цивилизованные страны, признала, что основные права и свободы неотчуждаемы, присущи каждому от рождения, а одним из основополагающих принципов является равенство всех в пользовании ими и несении определенных обязанностей. Социология прав человека призвана отобразить, проанализировать и дать ряд рекомендаций по их реальному воплощению в жизнь.
Теоретическое осмысление программных положений, содержащихся в отечественных и международных правовых документах, возводит проблемы прав человека на должный уровень, повышая степень их решаемости. Неизменно актуальным является то, что государство, сообразуясь с международно-правовыми нормами и Конституцией, гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места
27
Правомерен, на наш взгляд, и подход известного французского философа и социолога Ренэ Кассена, считавшего, что социальные и культурные права составляют неотъемлемую часть прав человека. Еще один постулат данной концепции: права человека нужны для того, чтобы бороться с тоталитаризмом. Разумеется, это так. Однако, как это ни парадоксально звучит, страна с истинной демократией - «практическая утопия», т.е. страна, в которой полностью были бы реализованы права человека, на самом деле утопическая. Так, по словам М.Ажи, права человека являются более важным компонентом общественного устройства, чем сама демократия. Они фундаментальны и непреложны, а претворять их в жизнь должен каждый гражданин (во многом в зависимости от своей социальной ориентации): «врач обеспечивает право на здоровье, учитель -право на образование, полицейский - право на безопасность и т.д., и т.п.»1. Тем самым, граждане, добросовестно исполняя свои прямые обязанности, непременно являются приверженцами идеи прав человека. Последняя, в свою очередь, будучи реалистической утопией, дает им возможность жить и действовать. На ее основе вероятно даже «гражданское переустройство мира». Главное же заключается в том, что, обеспечивая права, каждый человек становится обладателем веры в собственную значимость, способности мобилизовать самосознание для проявления социальной активности. К подобной позиции присоединяются еще некоторые ученые и политические деятели Франции - Бьер К., Гоше М., Жодэль Э., Манан П, Песес-Барба Мартинез Ж., Сфез Л., Субль Р., Сорман Ж., де Токевиль А., Тодд Э., Эвалд Ф. Показательно, что на базе Парижского Университета-8
1 Agi М. Ré-Agi-r. Bulletin de l’Université de Tours. №10. - Tours (France), 1997.
28
создан Департамент философии1, где серьезно разрабатываются и преподаются философия права, ее история и современное состояние, философия культуры, социальная философия и т.д. Идея прав человека пронизывает всю исследовательскую и педагогическую деятельность Департамента философии и его филиала - Международного философского колледжа.
Для разработки интересующей нас проблемы обратимся к двум другим подходам. Хотя принадлежали они исследователям Франции, на наш взгляд, они вполне приложимы к сложившейся сейчас во всем мире ситуации. Первый - его представляет известный в своих кругах К.Лагард -характерен анализом отражения прав человека в законодательстве; второй - представленный А.Трояньелло - содержит анализ правового государства. Но в обоих случаях основу составляет главным образом юридическая сторона дела.
Свод законов представлен в Гражданском кодексе, который гласит, что «законы не есть выражение чьей-то воли...Законы сделаны для людей, а не люди для законов...Законы должны быть адаптированы к характерам людей, привычкам, отношениям между ними...»2. Кроме этого, они отражают свод прав и обязанностей, подлежащих тщательной реализации. Еще один тезис: общество свободных индивидов суть общество традиций. При этом человек нынешний уходит от абстрактного понимания событий, видя следующий ракурс: свои притязания, желания, устремления, порой неудовлетворение чем-нибудь вкупе с временными рамками, источником и условиями происхождения, условиями своего нынешнего проживания. Тщательное изучение прав и обязанностей, по всей видимости, ведет к
1 Passerelle. Université Paris-8. Avril, 2001.
2 Lagarde X.. Pourquoi le droit est-il complexe? // Le Débat. №127. - 2003. P. 146-157.