Ви є тут

Специфика применения метода опроса при изучении общественного мнения населения в региональных условиях : На примере автономной Республики Крым

Автор: 
Хриенко Андрей Павлович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275271
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................... 3
Глава 1. Опрос как метод изучения общественного мнения 13
1. Общественное мнение как объект социологического
анализа............................................. 13
2. Генезис формирования представлений об опросе в исторической ретроспективе и в современных
условиях............................................ 44
3. Теоретико- методические основы применения метода опроса при изучении общественного мнения в региональной специфике.............................................. 74
Глава П. Факторы повышения эффективности применения метода опроса в изучении общественного мнения в регионе .................................................... 104
1. Факторы повышения репрезентативности всеобщих
опросов и референдумов............................. 104
2. Факторы повышения эффективности применения выборочного опроса в условиях региона................. 123
3. Обработка и интерпретация результатов опросов как фактор повышения качества научных выводов..................... 149
Заключение................................................... 166
Библиография................................................. 176
Приложение..................................................... 192
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процессы, происходящие в современном мире, глубокие и радикальные изменения во всех сферах общественной жизни требуют более адекватного научного обеспечения. В этой связи рост и значение прикладной социологии, и использование в настоящее время одного из основных ее методов - опроса, приобретают особую актуальность. В обществе, где второе десятилетие проводятся реформы, только в последние годы стало со всей отчетливостью осознаваться положение, которое определяло успех фактически всех реформаторов, содержащееся в формуле: “Если хочешь повести за собой людей, - иди за ними”. Общественное мнение населения, вектор его направленности, многие другие аспекты жизни общества преимущественно исследуются именно путем использования различных видов опросов.
Увеличение разнообразия прикладных социологических исследований в странах СНГ, приводит к тому, что их формы и методы интенсивно совершенствуются. Опросу при этом отводится ключевая роль. Среди специалистов он определяется либо как основной метод сбора информации, либо как один из методов исследования или как самостоятельный вид (тип) социологической практики. Однако еще недостаточно, на наш взгляд, рассматривается сам метод опроса: его методология, общие принципы организации и проведения, оценки и интерпретация полученных результатов в комплексе. Это приводит к тому, что юристы, журналисты, психологи, педагоги, политологи, представители других наук, где применяется метод опроса, интерпретируют его концептуальную модель и критерии организации по-разному. Все это определяет актуальность изучение особенностей метода опроса не только для прикладной социологии, но и других наук.
В последнее время наблюдается широкое применение социологических опросов фактически во всех сферах жизнедеятельности людей, существенно
18
православной христианской, индийской (индобуддистской), дальневосточной (китайско-конфуцианской) и исламской (арабо-мусульманской). Теория общественного мнения, на наш взгляд, в этой связи развивается в нескольких основных направлениях. Но с точки зрения целей нашего исследования, особое внимание будет уделено англо-американской традиции в изучении общественного мнения, которая детерминирована, преимущественно, принципами западной цивилизации и нашей отечественной, которая детерминирована, преимущественно, восточно-европейской.
Западное направление. Это направление связано с характеристикой общественного мнения с двух принципиально важных сторон. Одна из них строится на принципах либерально-демократической методологии. Для социологов такой направленности характерен широкий плюрализм воззрений. Однако при этом отчетливо прослеживается та форма материалистической традиции, которая наиболее ярко отражена в работах К. Поппера. В широко известной монографии «Открытое общество и его враги» он, как и Гегель, общественное мнение рассматривает взаимообусловленно. «При демократии общественное мнение может играть двоякую роль, - как прогресса, так и регресса. Поэтому общественное мнение заслуживает в одинаковой степени, как уважения, так и презрения», - указывает К. Поппер." При этом игнорировать этот фундаментальный институт общественной жизни, - по мнению автора, - невозможно. Роль личности в истории и заключается именно в том, чтобы определить главную тенденцию в развитии общественного сознания населения и возглавить процесс движения за ее реализацию. К. Поппер разделяет точку зрения Гегеля и на то, что «В общественном мнении содержится все ложное и истинное, но обнаружить в нем истинное - дело великого человека. Кто высказывает то, что хочет его время, говорит это ему и совершает это для нет, - великий человек своего
" См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. - М.: Феникс, 1992. - С. 82.
19
времени. Он совершает то, что составляет внутреннюю сущность времени, осуществляет его требования; тот же, кто не умеет презирать общественное мнение, каким его приходится то тут, то там выслушивать, никогда не совершит ничего великого».12
В данной связи К. Поппер в определенной степени поддерживает принцип, определяющий диалектическую сущность общественного мнения, хотя, как известно, его философские воззрения далеки от традиций немецкой классической философии.
В то же время К. Поппер считает важным и то, что институты либеральной демократии вправе на основе существующей морали и права формировать правильное общественное мнение, определять вектор его развития в прогрессивном направлении.
Таким образом, в теории К. Поппера общественное мнение есть атрибутивное свойство демократизма, которое может не только определять, но которое и само определяемо. Преимущественно на методологической базе теории К. Поппера базируются и многочисленные другие либеральные теории, именно теории влияния на процесс формирования общественного мнения по заданным признакам. На этом строятся современные теории коммуникации, получившие необычайно широкие распространения.13 Демократические традиции избирательной системы, стратегического и операционного менеджмента строятся преимущественно на таких подходах.11
12 См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. - М.: Феникс, 1992. - С.88.
13 Груша A.D. Мир и система массовых коммуннкаций.//Всстник МГУ. Журналистика. Сер. 10. - 2002. - № 1.- С. 122-123; Михаэль К. Хсрмаин. Политическая коммуникация: воздействие средств массовой информации на общество в современных государствах. http://www.academy-p/.ru/Sitc/JoumalPR/Publication&/Herman.shtml и др.
|4Лнерин Ю.П. Особенности изменений в популистских стратегиях депутатов Государственной Думы в период политической стабилизации в России.// Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2002. -№-1. -С. 25-32; Федоркин H.C. Итоги выборов в Государственную Думу ФС Р.Ф. третьего созыва в г. Москве.// Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2001. - № 4. - С. 92-108; Ротман Д.Г. Электоральные исследования: сущность и технология // Сонме. - 1998. - № 9; Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепиня, модели, технологии. - М., 1999; Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. - М.: Има-пресс, 2000 и др.