СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ.................................................14
1.1. Подходы к изучению толерантности в истории общественной мысли и в современных теориях.........................................14
1.2. Понимание понятия «толерантность» в социально-гуманитарных науках........................................................32
1.3.Этническая толерантность в современном обществе........47
ГЛАВА И. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ...............59
2.1. Стратегии изучения этнической толерантности в социологии и психологии....................................................59
2.2. Психосемантические методы и их возможности при исследовании этнической толерантности......................................64
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТООСТИ ШКОЛЬНИКОВ..........................104
3.1. Постановка проблемы, цели, задачи эмпирического исследования этнической толерантности школьников..........................104
3.2. Анализ результатов эмпирического исследования, выводы и
рекомендации................................................120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................143
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................147
Приложения...................................................161
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Проблема толерантности в целом и этнической толерантности в частности является на сегодняшний момент одной из самых активно обсуждаемых как в научных кругах, так и среди политиков. Это связано, прежде всего, с тем, что в последнее время в обществе все явственней проступает угроза разжигания конфликтов, войн, возрастает уровень нетерпимости. Особенно эта проблема обострилась в XX веке в связи с развитием процессов глобализации, ростом миграционных потоков, а также с ростом насилия, угрозой терроризма и т.д. Перед мировым сообществом встала проблема нахождения таких механизмов, которые обеспечили бы бесконфликтное существование обществ, причем особенно это актуально для этнической сферы, так как конфликты здесь являются наиболее острыми. Этим механизмом и является толерантность, которая представляет собой форму цивилизованного компромисса между признанием различий и готовностью к их уважительному восприятию.
При изучении такого многоаспектного и сложного феномена, как этническая толерантность социолог неизбежно сталкивается с рядом трудностей, которые связаны с проблемами определения понятия «этническая толерантность», выбора методов исследования, с помощью которых можно адекватно и полно изучить данный феномен, и т.д.
Социологи используют при изучении этнической толерантности как классические формализованные методики, так и методики, заимствованные из психологии. Следует отметить, что этническую толерантность можно отнести к таким эмоционально окрашенным, сложновербализируемым феноменам индивидуального сознания, которые сложно адекватно изучить, применяя количественные методики. Психологические методики обладают рядом преимуществ, полезных для исследования такого сложного социально-психологического феномена, однако они недостаточно хорошо адаптированы
3
«Бог терпел и нам велел», - гласит одна из норм христианской жизни» [56, с.31]. В основном термин «Толерантность» употреблялся в связи с возможностью «терпеть» догматы и обряды срегиков, таким образом, первой формой толерантности была веротерпимость. В основе христианской морали лежит принцип взаимного уважения и взаимной свободы, который направлен на сохранение межличностных и социальных взаимодействий («Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»). Толерантность в христианстве возводится в этический принцип и получает свое содержание как религиозная добродетель. «Она является показателем мужества, внутренней силы, способом перенесения страданий и невзгод с верой в то, что вызвавшие их реальные причины невозможно устранить, человек бессилен перед ними. Все библейские источники призывают к терпению. Здесь и идея любви к ближнему и идея смирения. В основе смирения - убеждение, что не должно рабу осуждать другого раба, не следует винить того, чье сердце еще не просвещено» [80, с.20].
По-мнению христианских авторов, нетерпимость является порождением дьявола, который порождает гнев в человеке, порождающий вражду, убийства, злодеяния. Естественный закон, к которому стремиться христианство, призван способствовать регулированию всех общественных отношений на основе общего разума, который должен ограничивать человеческие склонности и страсти. Каждый человек должен укрощать свою душу, контролировать гнев, обуздывать своеволие, то есть воспитывать в себе терпение. Таким образом, для христианина терпимость должна выступать основой добродетели, способствует осуществлению принципа «умения жить», направленного на «умение принудить себя, не принуждая других» [80].
Исторически близкими к понятию толерантность являются понятия «свобода», «плюрализм», идея которых с самого начала направлена на толерантность, а толерантность, как и плюрализм имеет свои основания в идее справедливости и принципе свободы [132, с.22]. Идеи свободы,
- Київ+380960830922