Ви є тут

Маргинальность и особенности ее проявления в современном российском обществе

Автор: 
Попова И. П.
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1994
Артикул:
1000187936
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение.................................................. - 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования маргинальности...................................... - 16
1.1. Генезис и эволюция понятия маргинальное™ в западной социологии ..................... - 16
1.2. Развитие концепции маргинальное™ в современной отечественной социологии ... - 42
1.3. Социальные и социально-профессиональные перемещения в ситуации маргинальное™ - 62
Глава 2. Социально-профессиональные перемещения в
среднем российском городе ...................... - 95
1.1. Особенности социально-профессиональных перемещений руководителей в среднем городе - 100
1.2. Общие характеристики социально-профессиональных перемещений работников предприятий в среднем городе - 134
Заключение ............................................... - 153
Список использованной литературы ......................... - 160
Приложение N 1 - 171
Приложение N 2 - 186
Приложение N 3 - 202
- 2 -
Введение
Актуальность исследования. Современная социальная реальность, определяемая как ’'переходный период" от одной общественной системы к другой, заставляет переосмысливать известные и изучать новые социальные явления, что требует поиска адекватных методов ее познания.
К числу категорий, нуждающихся в переосмыслении, необходимо отнести понятие маргинальное™, пока еще не получившее определенного, общепринятого значения в современной отечественной социологии. В самом общем смысле оно служит для характеристики относительно устойчивых социальных явлений, возникающих на границе взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего определенная часть социальных субъектов оказывается за их пределами. В современном российском обществе в результате кризиса и кардинальных реформ прежде стабильные экономические, социальные, духовные структуры существенно разрушены, и элементы, образующие каждую из названных структур - институты, социальные группы и индивиды -оказались в промежуточном состоянии. Логично предположить, что для характеристики такого рода состояния было бы плодотворно использовать понятие маргинальное™, которое приобретает в данных условиях свое, вполне определенное качественно новое содержание. Очевидно, что оно довольно существенно отличается от традиционных интерпретаций. Это приводит к необходимости более детального рассмотрения и уточнения данного понятия в качестве конструктивной основы для анализа современных процессов в обществе, разработки системы инструментальных и методи-
- 19 -
кого статуса являются предметом теории социальной дистанции Парка; исследования культурной мобильности позволили Парку сформулировать понятие маргинального человека.1
В его теории маргинальный человек предстает как иммигрант; полукровка, живущий "в двух мирах"; христианский новообращенный в Азии или Африке. Главное, что определяет природу маргинального человека - чувство моральной дихотомии, раздвоения и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые еще не сформированы, связанное с периодом переезда, перехода, определяемого как кризис. "Без сомнения, - отмечает Парк, - периоды перехода и кризиса в жизни большинства из нас сравнимы с теми которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать фортуну в чужой стране. Но в случае маргинального человека период кризиса относительно непрерывный. В результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности"2. И далее Парк замечает, что в природе маргинального человека "моральное смятение", которое вызывают культурные контакты, проявляет себя в более явных формах; изучая эти явления там, где происходят изменения и слияние культур, мы, отмечает Парк, можем лучше изучать процессы цивилизации и прогресса.
Парк рассматривает маргинального человека как "побочный продукт процесса аккультурации"3, когда люди различных культур и различных рас сходятся, чтобы продолжать общую жизнь. В то же время Парк связывает концепцию маргинального человека в
1 См: Ваньковская С.П. Парк Роберт Эзра //Современная западная социология: Словарь. - М., 1990 - с. 256-257 ^ Park R.Е. Race and culture. Glencoe, Free press. 1950 (Part 26. Marginal Man. Chapt.26. Human Migration and the Marginal Q Man.) - P. 355-356.
Park R.E. Race and culture.- P. 376
- 20 -
конечном счете скорее не с личностным типом, а с социальным процессом, процессом аккультурации, предпочитая исследовать процесс менее с точки зрения личности, чем общества, в котором он является частью.1
Таким образом, первоначально рассмотрение проблем маргинальное™ связано с "культурологическим подходом" Роберта Парка, давшим немало плодотворных идей современным исследователям.
Идея Парка была подхвачена, развита и переработана Эвереттом Стоунквистом, который развил ее в своем монографическом исследовании "Маргинальный человек" (1937 год). С его чаще всего связывается окончательное закрепление и легитимация концепции маргинальное™ в социологии.
Понятие маргинальное™ у Стоунквиста характеризует социального субъекта, участвующего в культурном конфликте. Им становится индивид, находящихся на краю каждой из культур, но не принадлежащий ни одной из них. В качестве образцов такого поведения Стоунквист описывает расовые гибриды (например, англо-индийцев, капских цветных Южной Африки, мулатов в Соединенных штатах, цветных Ямайки, метисов Бразилии и др.), культурные гибриды (например, европеизированных африканцев, денационализированных европейцев, иммигрантов, и т.д.); типичные черты подобной личности; проблемы ее неприспосабливаемости и приспосабливаемое.™; социологическое значение маргинального человека2. Он рассматривает маргинального человека как ключевую личность (key-personality) в контактах культур3. Маргинальная среда -
1 Park R.E. Race and culture.- P. 376
^ Cm: Stonequist E.V. The Marginal Man. A Study in personality and culture conflict.- New Jork, Russel & Russel 1961.- XIX, ~ 218 p.
° См: там же, - с. 221