Ви є тут

Закономерности взаимодействия составляющих художественного процесса : На примере музыкального театра

Автор: 
Зыкова Наталья Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274926
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3
ГЛАВА I.
ВОСПРИЯТИЕ - ДЕЙСТВЕННЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 13
§ 1. Закономерности восприятия художественного произведения... 14
§ 2. Условность языка музыки.................................. 30
§ 3. Механизм многостороннего восприятия музыки............... 36
§ 4. Многоуровневое восприятие языка театрального спектакля... 51
ГЛАВА И.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ .... 65
§1. Установка на восприятие и язык оперного спектакля....... 65
§ 2. Актерская индивидуальность в опере....................... 72
§ 3. Типы оперных спектаклей.................................. 84
§ 4. Особенности языка театра оперетты........................ 93
ГЛАВА III.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕПЕРТУАРНОЙ СТРАТЕГИИ И ЗРИТЕЛЬСКОГО
ВОСПРИЯТИЯ.................................................... 103
§ 1. Многогранный Мариинский театр: репертуарный, концертный,
фестивальный................................................. 104
§ 2. Мониторинг деятельности Музыкального театра
республики Карелия.......................................... 128
§ 3. Режиссерские театры нового типа: «Санктъ-Петербургъ опера» и
«Геликон-опера».............................................. 134
§ 4. Сравнительный анализ деятельности театров................ 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................155
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................163
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................... 172
ВВЕДЕНИЕ.
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Принято считать, что рубеж ХХ-ХХ1 вв. являет собой начало новой социально-культурной эры. Главная ее черта -принципиальное изменение роли художественной культуры в жизни общества. Общественное строительство и укрепление демократических ценностей показывает, что экономические и политические права не могут быть реализованы в отрыве от социальных и культурных прав. Мы имеем дело с неделимой совокупностью целей.
Художественная культура формирует наше мышление, воображение, поведение, является источником знаний, осмысления себя в мире, признания и одновременно формирования системы ценностей. Культура выстраивает взаимопонимание и обеспечивает сосуществование. Культура формирует человека, а человек формирует мир, в котором живет. Поэтому актуальным аспектом изучения современной культурной парадигмы является анализ процессов, происходящих внутри системы бытования художественной культуры в контексте особенностей социального функционирования различных видов искусств.
Общественное бытие искусства, как и все в жизнедеятельности человека и общества, обусловлено удовлетворением неких потребностей. Потребность в самовыражении заставляет Художника творить, и созданное им произведение само по себе никакими социальными функциями не наделено. Потребности в эстетическом наслаждении, духовном обогащении, познании, общении, рекреации, соединяясь вместе, заставляют человека общаться с искусством, причем совокупность удовлетворяемых потребностей предопределяет предпочтения в сфере художественной культуры. С другой стороны, система ценностей социального времени выстраивает такие способы функционирования художественной культуры, которые предопределяют предпочтения в сфере художественной культуры, исполнение искусством общественных задач, вытекающих из общего понимания категории культура данным социальным
Однако «ясность и выразительность реализации замысла» надо понимать лишь как выраженность смысла, отдавая себе отчет, что нет такого способа создания художественного произведения, который заведомо бы обеспечивал адекватность восприятия.
«Под адекватностью восприятия мы понимаем меру и степень принятия и понимания инвариантных структур художественного произведения. Здесь имеются в виду не устойчивые элементы, а устойчивые структурные уровни любого произведения — те самые структурные уровни или слои, которые в типологическом принципе структуры художественной коммуникации, например, выступают как последовательные ступени овладения каналами
1 .изображаемой среды,
2.перенесения на героя,
3. отождествления с автором».1
В дискуссии по поводу адекватности восприятия выделились три точки зрения. Сторонники одной утверждают, что адекватность невозможна в принципе, поскольку невозможно простому смертному мыслить так же, как гениальному Пушкину или Ломоносову. Противоположная точка зрения - адекватность неизбежна, поскольку художник логикой своего произведения ведет за собой воспринимающего. «Между крайностями лежит позиция осторожных исследователей, утверждающих, что в силу полисемантичности художественной формы, многозначности сложных образов, возможны варианты толкования произведения, а, следовательно, восприятие может быть глубоким, даже если не достигнута адекватность мысли автора»2..
1 Зобов Р.А., Мостесаненко А.М. О некоторых проблемах взаимосвязей философии и искусства // Творческий процесс м художественное восприятие. Л. 1978. С.153.
2 Подроб. см.: Лсвшина Е.А. Формирование зрительской аудитории театров. Л., 1989. С. 30.
Как пишет М.Марков в своей монографии «Искусство как процесс»: «...В искусстве внутренние действия воспринимающего специфически не преследуют цели получения некоторого логического вывода... Художественный код реализуется в сознании в форме переживания чувств, составляющих реакцию индивида на воплощенные в произведении смыслы. Иначе говоря, действия воспринимающего суть чувствования.
Поскольку восприятие смысла порождает чувство, то специфические внутренние действия воспринимающего в конечном счете - суть чувствования (логическое мышление лишь обслуживает их)».1
Итак, как было сказано выше, личность, активно воспринимающая музыку, картину или театральный спектакль, определенным образом изменяется. Изменяются, развиваются чувства и мысли, то есть, то, что обуславливает человеческое поведение, что приобретено при восприятии искусства, реализуется в поведении индивида.
Восприятие завершает процесс познания и переводит его в поведение - во внешние действия. Важно подчеркнуть, что в контексте наших рассуждений само произведение искусства - важнейшее звено описываемой нами системы — играет чисто служебную коммуникативную роль. Оно, к тому же, единственное само по себе не действующее звено. Как художественная ценность произведение может быть уникальным, неповторимым, гениальным; как подсистема в коммуникативной цепи оно является базовой, субстанциональной частью; и одновременно с этим выступает лишь обстоятельством, некоей заданностью, дающей толчок к познанию. В этом и есть интереснейшая особенность общения с искусством - нечто, оставаясь
17