Ви є тут

Трансформация художественного образа в массовом искусстве как творческий процесс : на примере рекламы

Автор: 
Акиньшина Ксения Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277072
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение 3
Глава I. Художественный образ в системе философско-эстетического знания
1.1. Философско-эстетический аспект исследования природы художественного образа 12
1.2. Структура художественного образа 29
Глава II. Творческий процесс создания образа в элитарном и массовом искусстве
2.1. Философско-эстетический анализ творческого процесса
2.2. Динамика творчества в элитарном и массовом искусстве
Глава III. Процесс трансформации художественного образа в искусстве рекламы (философско-эстетический подход)
3.1. Диалог массового и элитарного как творческий принцип образного
моделирования в искусстве рекламы 78
3.2. Природа и динамика рекламного творчества 94
3.3. Художественный образ как средство формирования замысла
в рекламном творчестве 115
3.4. Характер трансформации художественного образа на стадии разработки рекламного продукта 136
Заключение 162
Список использованных источников и литературы 171
Приложения 183
48
59
Введение
Актуальность проблемы
В настоящее время, в условиях догмата массовой культуры, результат любой деятельности вовлекается в производственно-рыночные отношения и одновременно начинает рассматриваться с позиций обладания, потребления. Эта тенденция проявляется не только в сфере производства материальных благ, но и затрагивает духовные ценности, высшие культурные достижения человечества, которые превращаются в элемент потребительской культуры. Благодаря развитию и совершенствованию коммуникаций, составляющих основу социокультурной реальности в эпоху постмодерна, актуализируется возможность преодоления временных и пространственных границ, обусловливающих относительную замкнутость тех или иных явлений и процессов человеческой жизнедеятельности. Глобальное внедрение систем связи в XX в. привело к созданию мира, в котором действуют единые способы общения и взаимодействия, построенного на законах преемственности и взаимообмена.
В художественной культуре второй половины XX в. данный феномен в значительной степени раскрывает установка субъекта творчества на использование образов, созданных в рамках различных форм и видов искусства, репродуцирование и тиражирование художественных произведений, определяющими чертами которых становятся массовый характер, всеобщность, открытость. Если в Древнем мире, в Средние века образ выступал выражением Божественного, и это значение подкреплялось на уровне осмысления природы самого процесса творчества, понимаемого как священнодействие, выражение избранности, то сегодня художественные образы, с одной стороны, обретают широкую известность, а с другой, приобретают дополнительные, новые смыслы, постепенно отделяясь от автора и культуры, их породившей. На уровне социально-культурного бытия образа это демонстрирует совмещение в рамках произведения элитарного и
Способность выражать истину предмета составляет важное отличие художественного образа от продукта нехудожественного восприятия, который зачастую противоречит этой истине, является субъективным искажением реальности. В настоящем искусстве художественный образ удачно воплощает в себе противоречия действительного мира, объемлет собой все, что не умещается в рамки обычных утверждений, снимая ограничения обычного человеческого восприятия.
Истинное или высокое искусство всегда в какой-то мере обращено в будущее, в вечность. На образном уровне это выражается в апелляции к вечным ценностям бытия, в постановке вопросов, которые всегда волновали человечество, вопросов, которые невозможно решить непосредственно в настоящем, в процессе человеческой практики.
Создавая образ, художник не только ищет истину, скрытую внутри действительного мира, мира вещей, но и пытается решить задачи гораздо более широкие - разгадать смысл всего сущего, понять характер взаимосвязей Человеческого и Божественного, установить взаимоотношения между реальностью и идеалом, решить многие другие философские вопросы.
Вместе с тем, согласно большинству исследователей современности, истинное или высокое искусство - это всегда единство исторического и вечного, преходящего и непреходящего. Иными словами, истина в искусстве рождается не только путем ухода от реальности в мир идеального, но и в тесной соотнесенности с нею. Именно такой подход выражает сущность и назначение художественного образа в элитарном искусстве, которое реагирует на изменения действительности, откликается на самые болезненные проблемы современности, выступая «проводником» общественных ценностей, создавая идеальную почву для общественнокультурных преобразований.
С этой точки зрения, представляется справедливой мысль Т. Адорно о ложности классического искусства, которое, вместо того, чтобы освобождать сознание индивида, служит «укрытием человеческого в человеке» [1; 23].
Таким образом, в широком смысле высокое назначение искусства состоит в преобразовании жизни, обновлении человека (так, Л.С. Выготский отмечает способность искусства «рождать в человеке новое, усиливать его творческие интенции») [28; С. 31].
Морально-нравственное значение произведения сводится к тому, что оно должно подсказывать личности путь ее дальнейшего развития, вырабатывать у индивида чувство несовершенства окружающего мира, вызывать стремление его изменить. Это может достигаться акцентированием слабых сторон, порочности человека или определенных аспектов (изъянов) жизни, а также демонстрацией идеального. Поиск идеалов обеспечивает возврат к прошлому, образцы и нормы поведения которого считаются истинными, кроме того, основой построения идеала могут выступать образы мифологии, преломленные фантазией художника.
Согласно представлениям большинства исследователей, истинное или высокое искусство несовместимо с ценностями потребительской культуры. Особенно важную роль в этом направлении сыграло философско-эстетическое учение H.A. Бердяева, который считал главным призванием искусства прорыв в область духа, поиск истины, выдвигая перед ним задачи общечеловеческого содержания.
Согласно таким представлениям, художественный образ, который опирается только на базовые человеческие потребности, которые включают потребности в сексе, развлечении, дезориентирует человека, лишает его жизнь высоких духовно-нравственных мотивов, которые возникают у человека в результате формирования ощущения рассогласованности настоящего и должного, ведет к формированию лжеистин, противоречит главным принципам творчества - истине и свободе, и, следовательно, препятствует духовно-нравственному развитию личности.
Препятствием к самостоятельному изменению сознания индивида, его развитию в направлении поиска истинных ценностей является утверждение конформистских образцов поведения, стереотипной картины мира, благодаря