Ви є тут

Философско-эстетические и художественные аспекты танцевального искусства : спортивный бальный танец, вторая половина XX века

Автор: 
Воронин Роман Евгеньевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278257
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ...........................................................4
ГЛАВА 1. Философия танца, как методологическая база теории и
методики танцевального искусства.......................12
1.1. Феноменологический анализ танца.......................20
1.2. Онтологический анализ танца...........................29
1.3. Гносеологический анализ танца.........................38
Выводы по первой главе.......................................52
ГЛАВА 2. Смыслообразующие понятия эстетики спорта как основа
разработки его теории..................................57
2.1 Феномен синтеза спорта и искусства (к вопросу о
совместимости их эстетических структур)................61
2.1.1. Ритмочувствование: природа, значение и перспективы
его восстановления как природной потенции человека 63
2.1.2. Многообразие эстетических структур в спорте как
отражение его богатой видовой палитры..................68
2.2. Движение и пластика как основные компоненты
эстетической структуры спортивных танцев...............80
Выводы по второй главе........................................101
ГЛАВА 3. Индивидуальный художественный стиль как
смыслообразующее понятие формирования исполнительского мастерства танцора...................105
3.1. Становление спортивного бального танца в России
и проблемы его дальнейшего развития...................113
3.2. Художественный стиль как актуальная проблема
эстетики..............................................132
3.3. Индивидуальный художественный стиль и его
компоненты в спортивных бальных танцах................143
3.3.1. Пластика.............................................147
3.3.2. Музыкальность........................................154
3
3.3.3. Дуэтность.............................................160
3.3.4. Естественность........................................168
Выводы по третьей главе......................................170
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................175
Библиографический список.....................................183
Приложения...................................................201
19
определил ... но, говорят, из одних лишь законов природы, поскольку он рассматривается исключительно как телесная, невозможно было бы вывести причины архитектурных зданий, произведений живописи и тому подобного, что производит одно только человеческое искусство, и тело человеческое не могло бы построить какой-либо храм, если бы оно не определялось и не руководствовалось душой, но я показал уже, что они не знают, к чему способно тело, и что можно вынести из одного только рассмотрения его природы» (Венедикт Спиноза, Этика, 4.3 теорема 2, схолия) (29, с.З).
Приступая к философскому осмыслению природы танца и его значения в духовной жизни человека, важно выбрать его основные аспекты. Созвучной данному исследованию оказалась работа Е.Г. Яковлева, где предложена классификация эстетических категорий, каждая из которых рассмотрена автором в феноменологическом, онтологическом и гносеологическом аспектах. Рецензенты на эту работу высоко оценили его подход к классификации эстетических категорий, «проведенный в русле традиций, заложенных основоположником немецкой классической философии И. Кантом», а также выбранный им ракурс исследования - эстетичность в мире субъекта социальнодуховной жизни. (44, с. 184).
Ссылка на «традиции, заложенные Кантом» [2], имеют для дальнейшего исследования глубоко символическое значение, ибо в дальнейшем оно может вестись только по работам учёных стремительного XX в. Открытия в фундаментальной науке, необъяснимые с позиций классической философии (например, квантовая теория и категории - пространство и время), выход человека в космос и «Хиросима», теракты 11 сентября 2001, глобальные демографические и экологические проблемы, резкие перемены в политической, социально-экономической и культурной жизни общества - всё это потребовало научно-обоснованного подхода к решению этих и других, поистине общечеловеческих проблем. При таких обстоятельствах переориентация философии от фундаментальных проблем научной картины мира к разработке научных концепций, касающихся решения глобальных проблем современности
20
и обоснованных прогнозов их перспективности, кажется вполне объяснимой. Предположение, что эволюция энистомологической дискуссии, начавшаяся со времён Канта, когда «дедуктивный подход к знанию, характерный для фундаментализма был заменён интерпретацией из разных перспектив», - ведёт, - «от фундаментализма к герменевтике или перспективной интерпретации» (146, с.83, 91), похоже, сбывается.
§1.1. Феноменологический анализ танца
Одним из первых сигналов пересмотра феноменологии стало учение Гуссерля [9]. В большинстве словарей (от Толкового словаря В. И. Даля до Словаря иностранных слов) понятие феномена неизменно толкуется в 2-х смыслах: в философии как явление предмета в сознании (при этом предполагается двойственное отношение к предмету - то, каким образом предмет является в сознание, и то, в чём усматривается сущность предмета), вне философии же, как редкое, необычное явление. В философии Канта феномен, как предмет в сознании противопоставляется ноумену (непознаваемая вещь в себе). В феноменологии же Гуссерля грань между явлением и сущностью предмета стирается, тем самым обнаруживается слитность являющейся сущности с потоком сознания: «Само - себя - через - само - себя -раскрывающееся». Как пояснение этой «формулы» можно принять замечание Т. X. Керимова: «Феноменология создаётся, конструируется феноменологом для ясного, неискажённого переживания предмета в его сущности, первозданности» (85, с.959-963).
Подобного эффекта, бесспорно, хотел бы достичь любой, кто постигает суть явления, вызывающего у него научный интерес. Наши задачи скромнее, поскольку они порядком ограничены и в определённом смысле отвечают второму значению понятия «феномен»: исследуя феномен танца как объект (предмет) действительности, попытаться выявить его сущность, рассмотрев те его свойства, которые превращают его в «редкое, необычное, исключительное явление» в духовной жизни человека.