ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................4
ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ...........................................................20
1.1. История. Истоки новой лексики (танец модерн)...................20
1.2. Характеристика эпохи постмодерна...............................57
1.3. Философия современного танца...................................61
1.4. Новые стили и направления......................................66
1.5. Персоналии балетного театра XX века............................74
1.6. Тематика спектаклей...........................................105
1.7. Появление и развитие нового танцевального стиля «импровизация» 109
ГЛАВА II НОВАТОРСТВО ТЕАТРА БЕЖАРА...................................118
2.1. Поиск языка и стилистики......................................119
2.2. Аккумулирование энергии как отличительная черта творчества балетмейстера......................................................128
2.3. Значение деталей и образов в спектаклях балетмейстера.........134
2.4. Тематика и решения балетных спектаклей........................137
2.5. Восток и религия в творчестве балетмейстера...................148
2.6. Последние постановки балетмейстера............................152
ГЛАВА III ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ХОРЕОГРАФИИ ДЖОНА НОЙМАЙЕРА..........................................164
3.1. Стилистика балетмейстера. Новаторство в решении спектаклей....165
3.2. Оригинальная трактовка известных сюжетов - диалог эпох........172
3.3. Драматургический аспект дарования Ноймайера. Балеты по пьесам В. Шекспира...........................................................178
3.4. Психология как призма творчества балетмейстера................189
3.5. Хореографическая интерпретация музыкальных произведений Д.Ноймайером.......................................................197
3.6. Значение деталей и символов в спектаклях балетмейстера........204
3
% ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................210
БИБЛИОГРАФИЯ...........................................220
♦
•#
балетных форм, разрушение эталонов классического танца. Чтобы понять причину этого явления, обратимся к тем факторам, которые его породили.
Прежде всего, следует сказать об авторах произведений и о таких особенностях природы творчества, как извечное стремление к самовыражению людей, способных творить. За возможность самобытно выразить себя, увидеть явление в ином ракурсе, донести это людям (и за славу, которая этому сопутствует) художник готов заплатить любую цену. Понятно стремление художников отказаться от старого, разрушить прежнюю систему координат и создавать новое во что бы то ни стало (отсюда так широк диапазон деятельности модернистов - от высокого творчества, постижения законов бытия до откровенного авантюризма). Но, очевидно, что подлинный художник выражает не только себя, но и свое время, поскольку человек - дитя своего времени и не может существовать вне контекста своей эпохи. Таким образом, мы подошли к главным причинам рождения «модернизма». И первая из них -это сама меняющаяся жизнь, само быстротекущее время во всем множестве проявлений.
Каждая историческая эпоха формировала, как известно, определенные культурные доминанты в зависимости от господствующей в данный момент системы, определяющей место человека во Вселенной, значение его жизни. Искусство, являясь одним из способов познания и, одновременно, выражения полученных знаний о бытии, естественно, отражало существующую систему мировоззрения, формируя определенный стиль и существуя в рамках этого стиля. В каждую эпоху искусство имеет свою функцию и играет определенную роль. Естественно, что каждый исторический период вносил свой вклад и в хореографию, способствуя формированию се выразительных средств. Но в конце XIX - начале XX века на балетном искусстве сказался (на Западе раньше, в России позже) общий кризис гуманистической культуры, приведший к разрушению эстетики хореографии как искусства высоких идеалов и гибели многих европейских балетных театров.
Крах веры в разум человека и гармонию общественного устройства породил множество философских концепций о взаимоотношении человека с действительностью. Отчужденный человек в мире абсурда - такова была модель экзистенциализма; одинокого, мучающегося во враждебной среде человека рисовал экспрессионизм; непреодолимость инстинктов, неосознанность творчества и непознаваемость мира утверждали фрейдизм и сюрреализм.
В первой половине XX века широкое распространение получила теория элитарной и массовой культуры (фундамент ее заложили в XIX веке немецкие философы Л. Шопенгауэр и Ф. Ницше, а резюмировал в XX веке X. Ортсга-и-Гасет). Из нее следовало, что массовый малообразованный зритель может понять лишь упрощенное, сюжетное, предметное, фигуративное искусство, в котором он видит сходство с жизнью; чистую же красоту, беспредметное, нефигуративное искусство способна оценить лишь элита. И хотя хореография непосредственно не была связана с движением общественной мысли, многие западные хореографы откликнулись на эти идеи.
В начале XX века в странах Европы и Америки начали развиваться, как уже говорилось выше, собственные школы современного танца. Сформировалось и стало позже весьма авторитетным направление танцевального экспрессионизма; огромное влияние на театр приобрел экзистенциализм; в середине и второй половине XX века на сцене театров (в том числе и балетных) нередко ставились хэппенинги, уходящие корнями в философию неопозитивизма и являющиеся сценической разновидностью поп-арта. Во множестве появились сюрреалистические и абсурдистские балеты, были созданы «неподвижные танцы» и постановки-коллажи, где человек являлся только частью декорации, и тело его скрывалось под костюмом-всщыо. Фрейдистскому толкованию подвергались классические сюжеты и т. д.
Продолжая разговор о причинах, породивших модерн-хореографию, необходимо отметить собственно художественные факторы, лежащие в основе
- Київ+380960830922