Ви є тут

Жест в культуре и искусстве : Междисциплинарный анализ

Автор: 
Арустамян Анаит Вагаршаковна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000259880
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ о о . о о о о о о . о о о , о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о 2
ВВЕДЕНИЕ ................................................ . о . о . . 3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ
ЖЕСТА .о о..о..о о о..о о..„о о.......„«.........о 23
§1 о Подходы РАЗЛИЧНЫХ НАУК К ИЗУЧЕНИЮ ЖЕСТА . . • . . . . , . . . . . . . . 23
§2 о Опыт ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ ЖЕСТ • ...... . . . . « 54
ГЛАЗА II оЖЕСТ КАК СРЕДСТВО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ
ЖИЗНИ О О О О О О О О О О . О О . О О О О О О О о О о О О о о . о о о о • о О о о О 78
§1 о Функционирование жеста в культуре *. ♦ . , о • . ♦ . . , . о . . • . . . • 78
§2,Жест как выразительное средство в изобразительных
искусствах . » . в. . в . . е . в . . . »в . . . в . в ».................................................... 88
§3.Жест в сценическом искусстве . . . .. . . . . ..... .... . .. . . . 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 000000000004000000. 0000000000000004. ОООООО 160 ПРИМЕЧАНИЯ О о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о 165
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
о о 193
з
ВВЕДЕНИЕ
Современная наука на протяжении последних десятилетий все
глубже и точнее рассматривает проблемы сценического искусства
/
в целостном спектре разнообразных видовых проявлений мира искусства в едином пространстве художественной культуры.
Анализ актуального состояния науки, выработка основополагающих оценочных критериев при постановке перспективных исследований широкого круга вопросов, а также реальные возможности расширения сфер научного познания и принципиальная новизна методологических подходов, приводит к изначально программируемой организации наук, которая позволяет создазать необходимые для полноценного и всестороннего развития самой теории и практики условия для формирования новых исследовательских направлений, рождающихся из конкретного социально-культурного контекста, и определяет иной, высокий уровень изучения проблем, возникающих между различными не только противоположными, взаимодополняющими, но, как это не парадоксально, порой и взаимоисключающими идеями и мнениями.
Уже постановка проблемы, которая сама по себе ценностна и является сущностью бурно развивающейся науки, в свою очередь, стремящейся к "максимально вероятным результатам”, в отличие от результатов художественного творчества, "вероятность которых непредсказуема" [1], приводит к зарождению новых теорий с соответствующим понятийным аппаратом. Тем самым еще раз, с одной стороны, доказывается неоспоримое суждение Н.Бора о проблемах, которые важнее решений, ибо решения могут устареть, а проблемы остаются, а с другой стороны, уже само формулирование конкретно поставленной проблемы, естественно,
21
культуры, имеющем свое весомое положение и играющем значимую роль во всех сферах жизни людей.
До сегодняшнего дня ни одна из областей изучения и применения жеста ни в теории, ни на практике, не располагает подлинным, истинно-научным определением понятия "жест", что необходимо для создания его теории, предполагающей именно это определение предметности жеста и придание ему онтологического статуса. Этим, отчасти, объясняется отсутствие в наших представлениях о жесте целостно-организованной системы рассмотрения последнего, без которой невозможно разрешить проблему, поставленную диссертантом, на современном теоретическом уровне.
Такая разработка проблемы жеста ведет к созданию новой научной дисциплины - жестологии, объединяющей различные области знания, основанные на совершенстве самого человеческого познания, которое "заключается в четком разграничении вещей, в четком представлении структуры каждой отдельной вещи и в понимании изучаемой нами области вещей как некоего рода единораздельной цельности" [88].
Научная новизна исследования заключается в том, что жесту имманентна "стыковка" различных научных дисциплин. Исходя из этого, методология его изучения зиждется на комплексном подходе, который единственно дает возможность рассмотреть жест как объект - "фрагмент" (Э.М.Мирским) - научной реальности в широком диапазоне: привлекаются и естественнонаучные, и общественно-гуманитарные, и искусствоведческие дисциплины. Беря за основу разработку жеста как биопсихологического феномена, автор прослеживает его ролевое предназначение не только в социальной среде, но и в функционировании культуры, в особенности в художественной сфере, в изобразительном и сценическом искусствах. Это позволяет не только выявить многоаспект-ность бытования жеста в разнообразных и многозначных ситуаци-
22
ях, но и определить жест как важное сложноорганизованкое координированное целое, участвующее в формообразовании пластического поведения тела.,
Замысел диссертации предполагает выяснение ряда конкретных основополагающих задач: во-первых, обобщение существующих материалов по исследованию жеста и выявление их объективной взаимосвязи и взаимообусловленности; во-вторых, разработка методологических принципов изучения жеста, отвечающих требованиям современного уровня научной мысли; в-третьих, определение того обязательного комплекса наук, который позволит выявить природу и структуру (внутреннюю сущность и внешние проявления) жеста, учитывая критерии необходимости и достаточности, выявить правомерность комплексного подхода в исследовании жеста как формосрганизующего, эстетически значимого начала в поведении человека. Наконец, в-четвертых, описание особенностей жеста в реально-бытовом и поэтико-метафорическом проявлениях, раскрытие его художественной природы в видах искусства .
Диссертация может оказаться поэтому полезной в различных областях науки, так или иначе связанных с изучением жеста или оперирующих понятием 5,жест”0 Некоторые фундаментальные проблемные положения могут лечь в основу будущих исследований по жестологии.
Таким образом, данная работа является попыткой создания эстетической теории жеста в контексте общей научной теории же ста о