Ви є тут

Творческое наследие Н.М. Дудинской и К.М. Сергеева в контексте развития советского балетного искусства : на материалах личного архива артистов

Автор: 
Ваганова Ирина Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299943
179 грн
Додати в кошик

Вміст

и
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.........................................................3
Глава первая ......................................................
Процесс формирования творческой личности
H.М. Дудинской и K.M. Сергеева в годы учебы
I. Н.М. Дудинская в Ленинградском театральном
балетном училище (1923-1931) ............................. 10
2. K.M. Сергеев. Учеба на Вечерних курсах Ленишрадского Хореографического Техникума и участие в антрепризе И.Ф. Кшесинского «Ленинградский государственный
балет» (1924-1930) ........................................29
3. Начало артистической деятельности
Н.М. Дудинской и K.M. Сергеева в Государственном
Театре оперы и балета (1930-1940 гг.)......................39
Глава вторая.......................................................
Деятельность Н.М. Дудинской и K.M. Сергеева в группе Театра оперы и балета им. С.М. Кирова в эвакуации (1941-1944)
1. Выступления в балетных спектаклях и концертах .............72
2. K.M. Сергеев. Становление хореографа.
Балет С.С. Прокофьева «Золушка».......................... 104
Глава третья.......................................................
Многообразие творческой деятельности Н.М. Дудинской K.M. Сергеева (конец 1940-х- 1990-е гг.)
1. Сценическая деятельность Н.М. Дудинской и K.M. Сергеева... 113
2. K.M. Сергеев-балетмейстер. Создание новых редакций классических балетов и постановка спектаклей
собственной хореографии.................................. 128
3. Развитие традиций педагогического метода А.Я. Вагаповой
в преподавательской деятельности Н.М. Дудинской ......... 154
Заключение.....................................................175
Список использованной литературы и источников.................. 178
Приложения
1. Схема систематизации документов в архиве
Н.М. Дудинской и K.M. Сергеева ...........................191
2. Сергеев K.M. «Разработка роли Ромео
в балете “Ромео и Джульетта”».............................193
Введение
Творчество выдающихся артистов Наталии Михайловны Дудинской (1912-2003) и Константина Михайловича Сергеева (1910-1992) - одна из ярких страниц в истории советского балета.
Их артистическая деятельность началась в 1930-е годы. В Государственном театре оперы и балета недавние выпускники Хореографического Техникума исполняли ведущие партии классического репертуара: Дудинская - Одетту-Одиллию, Аврору, Машу, Китри, Жизель; Сергеев - Зигфрида, Дезире, Альберта, Жан де Бриена. Артисты участвовали также в создании новых балетов: «Пламя Парижа», «Утраченные иллюзии», «Лауренсия», «Ромео и Джульетта», «Гаянэ» «Тарас Бульба» и многих других. Особое место среди них занимают «Лауренсия» и «Ромео и Джульетта». . ,'
В годы войны, лишившись своих постоянных партнеров по сцене Галины Улановой и Вахтанга Чабукиани, Н.М. Дудинская и K.M. Сергеев начали выступать вместе. На Урале, куда был эвакуирован Кировский театр, родился первый балет Константина Сергеева «Золушка».
Вернувшись в 1944 году из эвакуации в Ленинград, артисты продолжили свою сценическую деятельность, участвуя почти во верх спектаклях Кировского театра. K.M. Сергеев после блестящей премьеры «Золушки» начал работу над классическим наследием. В его редакции были возобновлены такие образцы русской классической хореографии, как «Раймонда», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и другие балеты. Ставил он и свои спектакли. Среди них: «Тропою грома», «Далекая планета», «Гамлет». Отметим, что ассистентом и репетитором многих из них была
Н.М. Дудинская. K.M. Сергеев долгие годы возглавлял балетную труппу Кировского театра, а затем являлся Художественным руководителем Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой, став в 1991 году первым Президентом Академии русского балета имени А.Я. Вагановой.
19
Ваганова, зная возможности каждой из своих учениц, пробовала свои силы в постановке отдельных номеров. В том же 1928 году она поставила вальс «Движение» на музыку И. Штрауса, в котором были заняты три девушки: ведущая солистка, две корифейки и один юноша. Самая младшая, Таля Дудинская, учившаяся тогда в седьмом классе, танцевала в двойке со старшей ученицей. На следующий год в показательном спектакле Хореографического Техникума она танцевала уже сольную партию; се партнером был молодой артист театра Александр Пушкин. Т.М. Вечеслова вспоминала: «Помню, как в школе Ваганова поставила ей вальс Штрауса. Дудинская танцевала его очень хорошо, даже с блеском. У нее уже тогда, еще девочки, было стремительное вращение, бойкие прыжки, уверенные остановки - точная манера вагановского класса»43.
Тогда же А.Я. Ваганова впервые похвалила ее в присутствии педагогов, учеников и артистов, а затем познакомила свою ученицу с Любовью Дмитриевной Блок, которая вскоре стала для нее близким и дорогим человеком. Этот школьный номер Дудинская впоследствии назовет этапным, так как потом с ней уже никто и никогда так не работал. Ваганова учила полностью владеть собой и общим строем ганца, а не отдельными движениями, наиболее легко дающимся исполнителю.
В 1930-е годы еще продолжались дискуссии о дальнейшем развитии балета, и делались попытки модернизировать классику. К этому времени, по-видимому, относится сочинение Наталии Дудинской «Характеристика и критика основных течений в современном балете. Как Вы представляете будущее балета и конкретно советский балет»44. , ...
Анализируя «отанцованную акробатику», гротесковые танцы и другие новые течения в советском балете, ученица писала, что они ничего «не говорят ни уму, ни сердцу». Ловкость и смелость на уроках акробатической поддержки и физтренажа не помешали ей сказать о неприемлемости
43 Вечеслова Т. Я - балерина. JI.-M., 1964. - С. 53.
44 Дудинская Н.М. «Характеристика и критика основных течении н современном балете. Как Вы представляете будущее балета и конкретно советский балет». Сочинение. [1930-1931 гг.] // Архив. Далее -Дудинская 1І.М. «Характеристика и критика ...».
20
акробатики на сцене. Вместо «отанцованной акробатики» получается цирковой танец, который «более подходит для арены, но никак не для академической сцены». Критике подверглись и гротесковые танцы на примере балета Д.Д. Шостаковича - В.И. Вайнонена «Золотой век». Пародия на «развращенный Запад, который должен был вызвать отвращение у зрителя», был так красиво преподнесен, что зритель, по мнению Дудинской, только и мечтает теперь, «как бы поехать туда, в эту красивую, заманчивую, богатую Европу». • : *
Писала она и о том, что рабочему зрителю не нужно и не интересно смотреть «пропагандные советские пьесы» - ведь он проводит «целый день на заводе, пыльном и сером». Зритель должен отдыхать от повседневности, приблизившись «к миру красоты и вымысла. <...> Неужели шпагаты и мосты более понятны рабочему зрителю, чем красивый классический балет?»45. Заканчивается сочинение призывом сохранить классику как основу, перестраиваясь и приближаясь к решению проблем сегодняшнего дня.
Безусловно, отношение Наталии Дудинской к современному балету и ее мнение о дальнейшем его развитии является отражением взглядов..и убеждений Агриппины Яковлевны Вагановой. В 1928 году журнал «Жизнь искусства» опубликовал серию статей известного критика, музыковеда и театроведа И.И. Соллертинского под названием «За новый хореографический театр». В одном из номеров видные деятели балетного театра Ф.В. Лопухов,
Е.М. Люком и другие высказались по этому вопросу. Среди них была и А.Я. Ваганова, которая писала: «...Каковы бы ни были элементы танца, которые войдут в новый балет, классический танец и классический экзерсис - это тот фундамент, на котором зиждется все здание хореографического искусства. Строить балет на элементах акробатики и физкультуры не имеет смысла: они применяются в другом месте, но отдельным номерам в балете может быть придан вышеуказанный характер»46.
45 Дудинская Н.М. «Характеристика и критика ...». Л. 3.
Соллсртииский И.И. За новый хореографический театр // Жизнь искусства. - 1928. - Да 25 (17 июня). -С. 4-6.