Ви є тут

Искусство историзма в системе государственного заказа второй половины XIX - начала XX века : на примере византийского и русского стилей

Автор: 
Савельев Юрий Ростиславович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2006
Артикул:
277846
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ТОМІ
ВЕДЕНИЕ........................................................7
Глава I. СОЗДАНИЕ «ВИЗАНТИЙСКОГО СТИЛЯ». ЭПОХА АЛЕКСАДРА II..................................................27
1.1. Предпосылки возникновения. «Византийский стиль» и восточный вопрос...................................................... 29
1.2. Изучение «исторических образцов», создание «школы» и «теории» «византийского стиля».........................................42
1.3. «Византийский стиль» - стиль придворной архитектуры......60
1.4. Столица и провинция; «программы» распространения «византийского стиля»........................................................71
1.5. Заказ и типологии храмов «византийского стиля»...........98
1.6. «Русский стиль»: изучение исторических образцов и своеобразие типологии....................................................106
1.7. «Византийский» и «русский» стили: сопоставление художественных систем.......................................................124
Глава II. РУССКИЙ И «ВИЗАНТИЙСКИЙ» СТИЛИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА. ЭПОХА АЛЕКСАНДРА III 130
2.1. Новый заказ и изменение стилистических приоритетов в архитектуре и искусстве....................................................132
2.2. Государственное покровительство изучению, охране и реставрации архитектурного наследия......................................142
2.3. «Историзм» в системе архитектурного образования.........167
3
2.4. Заказ Александра И! и роль Н.В.Султанова. Его «теория «русского стиля»............................................................178
2.5. Заказчики «русского стиля» и его распространение в провинции.........................................................203
2.6. Заказчики и интерьеры Н.В.Султанова..........................227
2.7. Заказчики и заказ «малых форм» Н.В.Султанову.................261
2.8. Школа Института гражданских инженеров. «Византийский стиль» в российских гу берниях.............................................275
2.9. «Программы» распространения и типология «византийского стиля»............................................................292
2.10. Заказ Александра III и новая концепция императорского монумента.........................................................312
Глава III. АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО «ИСТОРИЗМА» В «ПРОГРАММАХ» ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. НАЧАЛО XX ВЕКА..............................................................337
3.1. Зодчие как государственные деятели...........................338
3.2. Заказ, развитие науки и типологии «русского стиля»...........353
3.3. Заказ, типология и распространение «византийского» стиля 362
3.4. О неоклассических тенденциях в архитектуре и монументальной скульптуре........................................................386
3.5. Монументы верховной власти: традиция и новации...............395
3.6. Метод «археологического подобия» и другие методы в архитектуре «историзма». Влияние модерна......................................419
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......
Архивные источники Литература......
429
436
442
81
и оконные проемы в форме креста, и такой же формы рельефные украшения на фасаде основного объема «Инородность» индивидуальных элементов вступала в противоречие с «классической» византийской архитектурной традицией, которая становилась все больше известна благодаря новым путешествиям и появлению более детальных материалов, привозимых из Греции и Константинополя
Благодаря ярким индивидуальным особенностям и вопреки рекомендациям редакции журнала «Архитектурный вестник», проект Д И Гримма остался уникальным в развитии «византийского стиля», не вызвав позднейших подражаний, в отличие от других произведений зодчего
Строительство продвигалось довольно медленно К 1867 году было завершено возведение только нижней церкви, укрывшей остатки средневекового храма В 1872 году благодаря ходатайству обер-прокурора св Синода графа Д А Толстого, императором были ассигнованы дополнительные средства Производство работ взял на себя известный строитель и меценат ПИГубонин, прославившийся возведением и других зданий в Крыму К 1876 году работы были в основном закончены, но отделка продолжалась еще в течение трех лет. Лишь в! 879 году, спустя 18 лет после закладки, храм был передан епархиальным властям/2
Па этом работы не завершились - предстояло выполнить проект внутреннего убранства Св Синод обратился кДИГримму Б 1883 году он ознакомил заказчиков со своим решением, которое гармонировало с архитектурой здания. Невысокие мраморные алтарные преграды, преимущественно орнаментальная роспись отвечали тектонике форм и организации внутреннего пространства Но, к сожалению, его проект был реализован не полностью, а со значительными отступлениями.73
’г (/пру ков ДМ О Х[Н1мс со Владимира в Херсонесе //Недели строителя 1882. № 23 С 177, Храмы во имя со равноапостольного великого князя Владимира //Душеполезное чтение 1806 №10 С 1-23 Д И Гримм Биографический очерк//Зодчии 1898 Вьт XI С 81-85
82
Внутренняя отделка была поручена академикам НЧагину и А ИТихобразову Под руководством НЧашна трудились художники -иконописец А И Корзухин, орнаментист Прокофьев и реставратор Молокии В сводах были изображены херувимы и ангелы Композиции Крещения и Преображения Господня заняли место над северным и южным входами Образы св. апостола Андрея Первозванного, св Климента, папы Римского, семи свящешюмучеников, в Херсоне святительствовавших, св великого князя Владимира, св княгини Ольга, св благоверного князя Александра Невского располагались не стенах храма В реализованных интерьерах заметно влияние убранства киевского Владимирского собора Оно угадывается прежде всего в формах мраморного иконостаса и в обилии орнаментики Но если при создании убранства верхнего храма его создатели опирались на этот известный образец, то иконостас нижней церкви вовсе не отвечал первоначальному замыслу зодчего и оказался весьма далек от «византийских» прототипов На внутреннюю отделку храма в 1888 году были выделены дополнительные средства, а церковная
*7 і
утварь создавалась па пожертвования императора Александра III
Только в 1891 году все работы в храме были окончены, и 17 октября этого года он был освящен Спустя несколько лет после этого монастырские власти вознамерились соорудить рядом с храмом высокую колокольню, которая была бы хорошо видна со стороны моря Зимой 1898 года, всего за несколько месяцев до смерти, Д И Гримм сделал проект в близкой архитектуре храма «византийской» стилистике Круг замкнулся к своему первому проекту зодчему пришлось вернуться на исходе жизненного пути7:5
Храм в Херсонесе был первым произведением Д И Гримма в «византийском стиле» Он сразу создал зодчему славу одного из лучших знатоков этого нового направления в церковной архитектуре. Проект
п Храмы во имя св равноапостольного великого князя Владимира // Душеполезное чтение. 1896 А? 10 С 1-23
73 ДИ Гримм Виографическии очерк// Зодчии. 1X98 Вып XI. С XI 85.