Ви є тут

Джаз в контексте массового искусства : К проблеме классификации и типологии искусства

Автор: 
Строкова Елена Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272069
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................... С. 3
^ ГЛАВА I. Общие проблемы изучения основных констант массового и популярного искусства С. 11
§ Г Проблема терминологии................................... С. 14
§ 2. Основные константы массового искусства XX века......... С. 21
§ 3. Классификационно-типологические проблемы С. 29
1. Экскурс в историю С. 32
2. К проблеме типологических характеристик «музык».......... С. 51
ГЛАВА II. Джаз как часть мировой художественной картины XX
щ века........................................................ С. 64
§ 1. Дефиниции джаза С. 64
§ 2. К вопросам функционирования джаза: между развлечением и
«напряжённым» слушанием..................................... С. 81
§ 3. Коммуникативный аспект джаза С. 99
1. Роль публики в джазовом музицировании С. 99
2. Джазовое сообщество...................................... С. 109
§ 4. Джаз и опус-музыка..................................... С. 124
^ 1. Нотация и звукозапись в джазе............................ С. 125
2. Композиция и импровизация................................ С. 155
§ 5. Джаз и менестрельство.................................. С. 179
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. С. 185
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................... С. 197
ВВЕДЕНИЕ.
Бурный, радикальный XX век принёс человечеству небывало стремительные перемены не только в сферу науки и техники, но и в культуру и искусство. В беспрецедентно динамичной эволюции музыкальных творческих направлений невозможно пройти мимо таких явлений как джаз и массовое популярное искусство. Будучи порождением новой эпохи, они стали откликом на многие общественные события века, являя собой своеобразный способ мышления и ощущения времени.
Рождение «массовых» жанров внесло в музыкальную картину мира новые гео-этничсские ориентиры. Вместе с тем оно поставило перед искусствознанием вопрос об осмыслении новых видов художественной практики и определении их места внутри культурного пространства эпохи.
Появившийся в науке 60*х годов термин «массовое популярное искусство» вобрал в себя весь спектр направлений XX века: «бит», «поп», «шлягер», «эстрада», «мюзикл», «кантри», «рок», «рэп», «ритм - энд - блюз», «соул», «фолк», «фьюжн» и джаз. Однако вектор изучения массовых жанров склонился в сторону социологии и культурологии. Как следствие этого в науке появились опасения об «утрате идентичности искусствознания»1, которое внедрялось в несмежные ему области знания и присваивало себе неспецифические методологии.
В искусствознании второй половины XX века можно явно проследить две тенденции осмысления новых художественных практик:
Первая из них изучает функционирование массового искусства внутри социума. Это направление рассматривается в контексте «контркультуры», «субкультуры», «элитной культуры». Особенность данного подхода заключается в том, что он исследует явления общественного, массового порядка. При этом собственно музыка, константы творчества, как специфического ви-
1 Советское искусствознание. XX век. -М., 1991. -С.514.
тсгорию, ограниченную хронологическими рамками, то это действительно так. Но если воспринять менестрельство как тип развлекательной культуры, положивший начало многим видам искусства, то его история продолжается и в наше время.
В типологии Т. Чередниченко этот тип музыки также получает название «менестрельного». К музыке этого типа автор относит городскую развлекательную музыку от средневековых скоморохов и менестрелей до современной эстрады.
Термин «менестрельство» удобен, во-первых, тем, что снимает проблему иерархии, уравнивая в правах этот тип культуры со всеми другими и, прежде всего, с опусным. Во-вторых, он разрешает терминологическую проблему, объединяя в себе многочисленные термины, при помощи которых описывают это явление.
Для джаза термин и понятие «менестрельство» (“minstrel show”) имеет и свой, узкоспециальное, географическое и историческое значение и связано оно с джазом. В отечественной истории музыки мир американского менсст-рельства впервые раскрыла В. Конен в книге «Рождение джаза» (76).
Период наивысшего расцвета минстрел-шоу - 1840-1870 годы. Первоначально исполнителями были только белые актёры, которые, гримируясь под негров, красили лица в чёрный цвет. После окончания Гражданской войны в США (1865 г.) появились негритянские труппы, продолжавшие традиции белых менестрелей. Их репертуар строился исключительно на материале из псевдонегритянской жизни. В их спектаклях юмористически обыгрывались особенности поведения и быта негров.
К началу XX в. менестрельный театр подвергся коммерциализации и утратил свое значение. Тем не менее, он сыграл важную роль в истории американской музыки, способствуя возникновению, формированию и развитию национальных жанров музыкального театра и эстрадно-зрелищного искусства. Мюзиклы, бурлески, водевили, фарсы, шоу, ревю негритянские музы-
кальные комедии были широко распространены в начале XX века и пользовались широчайшим спросом.
В типологическом отношении джаз, казалось бы, действительно вписывается в понятие менсстрсльства, однако, имеется и целый ряд различий, не позволяющих причислять его всецело к этому типу культуры. Причины «разночтения» будут вскрыты в последнем параграфе данной работе, путь к которому лежит через осознание основных констант музыкального искусства в его разнообразных типах и массового искусства в частности.
§ 2. Основные константы массового искусства XX века.
Одной из главных характеристик, давшей название этому типу искусства стала собственно «массовость». Одни исследователи под ней усматривают статистическую составляющую, то есть масштабный охват людей, задействованных в процессе восприятия, своего рода «стадионность», когда концерты одновременно собирают тысячи зрителей и слушателей. Другие категорией массовости означают масштабы распространения искусства. Так, В. Конен в своей классификации видов музыки в понятие «массовые жанры» включает такие явления, как «Хабанера» из оперы Бизе Кармен, «Свадебный марш» Мендельсона, композиторские оды времен Французской революции. Эти многочисленные образцы музыкального творчества, по мнению автора, объединены одним важным признаком - громадным масштабом их распространения. Однако, исследователь совершенно справедливо отмечает, что одного этого признака явно недостаточно для постижения сути того, что принято называть массовым искусством. Слишком непохожи данные произведения друг на друга. Они не укладываются в единую схему ни по эстетике, ни по месту, которое занимали в жизни людей, ни по идейной значимости, ни по типу профессионализма и по характеру связи с общественными институ-