Ви є тут

Художественная жизнь Алтая в первые годы освоения целины : 1954-60 гг.

Автор: 
Белецкий Андрей Борисович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
274795
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................... 3
Глава 1. Развитие материально технической базы и организационных форм художественной жизни Алтая в первые годы освоения целинных и залежных земель.............................................. 8
1Л Развитие материально-технической базы учреждений культуры Алтая
в первые годы освоения целины...................................... 8
1.2. Агитационно-художественные бригады, библиотеки, кинопередвижки
как организационная форма культурной работы........................ 23
Глава 2. Формирование условий для развития профессионального и самодеятельного иску сства на Алтая.................................... 37
2.1. Подготовка творческих кадров для учреждений культуры ......... 37
2.2. Формы взаимодействия учреждений культуры с самодеятельными авторами и народными театрами ......................................... 51
2.3. Основные факторы развития изобразительного искусства на Алтае ... 66 Глава 3. Творческая деятельность музыкальных и театральных учреждений культуры по эстетическому воспитанию населения
Алтая в период освоения целинных земель............................ 89
3.1. Опыт и проблемы формирования репертуара театральных и музыкальных творческих коллективов Атгая............................................... 89
3.2. Специфика гастрольных программ музыкально-театральных коллективов .......................................................... 102
3.3. Смотры и творческие отчеты художественных коллективов Алтая 114
Заключение............................................................ 132
Список литерату ры и источников ................................... 137
Список иллюстраций................................................. 145
Иллюстрации........................................................ 147
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена дальнейшим развитием исторической науки нашего государства; нуждающейся во всестороннем изучении взаимосвязей между многими элементами художественно-культурной жизни общества. Необходимо новое комплексное исследование учреждений культуры определяющее художественно-культурную жизнь края. Данное исследование является попыткой реконструировать художественную жизнь Алтая в первые годы освоения целины как единого целостного процесса.
Перемены в развитии культурной жизни края начались с XX съезд партии и новая политика Н.С. Хрущева, которая внесла изменения в прежнюю жизнь страны, затронув важнейшую сферу духовной жизни общества - культуру.
В отношении проводимой правительством политики освоения целинных земель упор в первую очередь был сделан на расширение ареала влияния всех возможных форм искусства по средствам создания на местах очагов культуры. Конкретно это прозвучало и явилось причиной коренных перемен на январском Пленуме ЦК партии где Н.С. Хрущёв говорил: «В связи с дальнейшим подъемом общественного хозяйства направлять часть средств на строительство клубов. Ведь без работы в массах, не может быть крепкого хозяйства».
Приток большой массы населения из центральных районов страны в ходе освоения целинных земель, который вынуждал управление культуры и руководство театров пересмотреть репертуар и профессионализм местной режиссуры. Возможным это стало благодаря тому, что в конце 50-х гг. на Алтай прибывали опытные мастера искусства, долгое время проработавшие на сценах европейской части Союза, а также выпускники москов-
14
отношении учреждений культуры меры носили фрагментарный характер и имели положительный результат в зависимости от специализации учреждения и его востребованности.
Но не все складывалось так мрачно. В результате успешной работы уже в 1954 году в крае было построено 302 сельских клуба 28 библиотек и 23 красных уголка. На первых этапах строительства денежные средства отчисляли сами колхозники. Так, например. Егорьевские колхозники отчислили на нужды культурно-бытового строительства от 30-40 % всего общественного дохода, что составляет в общей стоимости свыше 21 млн. руб. Передовое хозяйство района сельхозартель им. Сталина получившее в 1954 году 17 млн. руб. дохода выделило на строительство клуба 6,8 млн. руб. Подобное наблюдалось в большинстве районов края'4. Все шире в крае входило в практику строительство культурно просветительных учреждений за счет кооперативных средств колхоза и самообложения сельских советов.
В период между сентябрьским Пленумом ЦК КПСС (1953 г.) и XX партийным съездом, особенно активно наблюдался рост киносети, главным образом за счет ввода в действие новых передвижек. Преимущества кинопередвижек состояло в том, что они позволяли обслуживаться несколько населенных пунктов. Одна кинопередвижка обслуживала три населенных пункта, причем жители этих сел и деревень имели возможность
Г *.
смотреть кинофильмы два раза в неделю. Однако такие передвижки имели ряд недостатков. Во-первых, для их перевозок был необходим: надежный транспорт, оперативность киномехаников, продуманный график обслуживания населения своего куста. Во-вторых, частые перевозки аппаратуры приводили к преждевременному ее износу, выходу из строя. И, наконец, кинопередвижка создавала некоторые неудобства для зрителя: перерывы
‘ф-1041 СП I х 259.1. 40
15
между частями фильма, малый формат экрана и др.4 Однако нужно отметить, что в исследуемый период, несмотря на низкую материально-техническую оснащенность, быстро росла сеть киноустановок и особенно это заметно в районах освоения целинных земель. Только один Алтайский край за 3 года (1953-1955 гг.) получил 467 киноаппаратов, 397 электростанций и 38 автомашин для перевозки киноаппаратуры. В результате этого в 1956 г. в крае на 3000 сельских населенных пунктов работало 888 государственных и 119 профсоюзных киноустановок, т.е. по одной установке на каждые 3 населенных пункта.10
Быстрый рост и ускоренные темпы строительства новых очагов культуры в некоторой степени были продиктованы политикой правительства обратившей внимание на необходимость инвестирования средств в строительство очагов культуры. Конкретно это прозвучало и явилось причиной коренных перемен на январском Пленуме ЦК партии где Н С. Хрущёва говорил: «В связи с дальнейшим подъемом общественного хозяйства направлять часть средств на строительство клубов. Ведь без работы в массах, не может быть крепкого хозяйства».
Поступление новых ассигнований на строительство очагов культуры стимулировало строительство. В ряде районов края на центральных усадьбах и поселках колхозов началось строительство новых очагов культуры. В
»
сельхозартелях имени Куйбышева. Димитрова и Сталина Благовещенского района были построены современные здания клубов со зрительными залами на 250-300 мест. Пять клубов продолжали строить колхозы Кулундин-ского района, 6 новых колхозных клубов планировалось открыть в Родин-ском районе, 4 в Угловском и т.д. Современное, благоустроенное здание Дома культуры с паровым отоплением получили к празднику 38-й годов-
4 «Культура Сибири ■ гкриол соиналтма и р*1»ериутого сфоителъстпа хшминпш Ю»7.|об5 ц .. Di.ui 4 Нопоснопрск. 1*765
Сф 76
1,1 «Культура Сибири я иериоа аиишизма и развернутого с Iрои шли. ни коммунизма |Оч7-Юб» и ■■ Кии 4 . Мовпсийнрск. 1 *>65
Сф XX