Ви є тут

Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х гг XX века : на материале творчества П. Шеффера, Дж. Кейджа, К. Штокхаузена

Автор: 
Карпец Максим Иванович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
296622
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
л*
стр.
ВВЕДЕНИЕ........................................................... 003
ГЛАВА ПЕРВАЯ Исторические предпосылки и особенности появления 012
электронных аудиотехнологий как инструментария творческой деятельности композиторов
музыкального авангарда 50-х годов XX века.
ГЛАВА ВТОРАЯ Теоретические концепции композиторов авангарда 047
50-х годов XX века и практика использования ими
электронных аудиотехнологий.
• 2.1 Пьер Шеффер............................ 048
• 2.2 Джон Кейдж................:............. 073
• 2.3 Карлхайнц Штокхаузен................... 095
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Электронные аудиотехнологии в творческом опыте 128
П.Шеффера, Дж.Кейджа, К.Штокхаузена и развитие теории и практики современной музыки.
• 3.1 Нотация................................ 131
• 3.2 Теория и материал...................... 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 161
Список литературы............................................... 170
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................... 203
3
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена исследованию роли электронных аудиотехнологии в творческой деятельности композитора.
Актуальность темы исследования
В настоящее время электронные аудиотехнологии широко используются и - более того - стали незаменимыми в различных сферах музыкального творчества. Вместе с тем создание музыки средствами электронной техники в искусствоведческих исследованиях до сих пор понимается и изучается как некое «техническое искусство» - имеющий дуалистическую природу «синтез искусства и техники» [62 С. 11-12], а электронная музыка - как лишённая духовности техническая модель «настоящей» музыки, для производства которой требуется скорее инженерное, нежели музыкальное образование, и качество которого определяется прежде всего возможностями используемой аппаратуры. Не случайно научные работы в области электронной музыки до настоящего времени сосредоточены, главным образом, на изучении функциональных возможностей электронных технологий, а содержащаяся в них периодизация истории становления и развития электронной музыки чаще всего связывается с этапами технического прогресса (т. н. технологическими «прорывами») в сфере аудиовизуальных технологий, и чрезвычайно редко - с исторической логикой существования и развития самого музыкального искусства, с его имманентными свойствами. По этой же причине происходившее во второй половине XX века расширение функциональных возможностей используемой музыкантами электронной аппаратуры трактуется, в лучшем случае, как «эволюция средств художественной выразительности», а процесс творчества композитора, создающего музыкальные произведения
Электронные аудиотехнологии - комплекс электронных аппаратных средств записи, генерации, обработки, композиции и воспроизведения звукового материала, (определение диссертанта, МК)
Инструмент был создан в сотрудничестве с Берлинской музыкальной Хохшуле (Hochschule für Music, Berlin), где в 1928 году был открыт курс для композиторов по созданию и управлению записями на фонографе. П. Хиндемит (1895-1963), проходивший там обучение, написал Кончсртино для Траутониума и струнного оркестра, семь пьес для трёх траутониумов, а также звуковой монтаж основанный на манипуляции записей фонографа, голоса и инструментов. Среди композиторов писавших для этого инструмента есть имена Р. Штрауса, В. Эгка. Оскар Зала (1910-2002), пианист, композитор и физик, стал виртуозом игры на траутониуме, разработав микстур-траутониум, концертный траутониум и радио-траутониум, продолжая работу над своими инструментами до конца жизни. После второй мировой войны он создал в Берлине студию киномузыки, где записал на своих инструментах музыку к фильму А. Хичкока “The Birds” («Птицы», 1963). О.Зала также несколько раз играл на траутониуме в сопровождении Берлинского филармонического оркестра [214].
В течении третьей декады XX столетия произошло существенное увеличение электромузыкального инструментария и представляли своими названиями всю гамму от мисти чески-фантастических до полностью абсурдных:
Звучащий Крест, Электрокорд, Оидиолайн, Клавиолайн, Калейдофон, Электрониум Пи, Мультимоника, Пианофон, Туттивокс, Меллерцион, Эмикон, Мелодиум, Осцилион, Магнеттон, Фотофон, Оргатрон, Фотона, Партитурофон.
В то время, как некоторые из перечисленных инструментов действительно открывали собою новые звуковые, сонористические ресурсы для композиторов, иные же воспроизводили привычные инструментальные звучания наподобие органов-портагивов. Именно эта идея воспроизведения знакомых тембров двигала других исследователей по пути создания ими целого
23
семейства электромузыкальных инструментов - электроорганов и электропиано, которые стали появляться в ранние тридцатые годы.
Самым популярным инструментом подобной категории в первой половине XX века, в силу определенных обстоятельств, был орган, созданный американским инженером-часовщиком Лоуренсом Хаммондом (Laurens Hammond 1895-1973), развившим многие технические идеи Т. Кэхилла. Сам изобретатель шутил, что "предком" его органа были часы: "звуковые колеса" приводились в движение тем же синхронным двигателем, что и в электрических часах, которые изготавливала "Hammond Company". Часы успешно продавались, их секретом была скорость вращения двигателя, синхронизированная с частотой электрической сети в Соединенных Штатах (60Гц), за которой уже тогда строго следили правительственные чиновники. Часы "Hammond" славились точностью хода - и строй органа "Hammond" был более устойчив, чем у инструментов, в которых использовался ламповый осциллятор.
JI. Хаммонд построил свой первый электроорган в 1929 году. Толчком к изобретению электрооргана Хаммондом стало несовершенство моделей портативных духовых органов (pipe-organ), широко распространённых в начале 1930-х годов. Ин терес к духовому opi-ану вырос в эпоху немого кино, когда он использовался для музыкального сопровождения действия, разворачивавшегося на экране. Это требовало всё большего разнообразия звуковых эффектов, что приводило к увеличению количества клавиатур и труб. При строительстве кинотеатров архитекторам нужно было проектировать специальные помещения для огромного числа труб.
Используя клавиатуру пианино з качестве контроллера, Хаммонд экспериментировал с различными методами генерации звука. В конце концов,