Ви є тут

Посиделочные игры святочного ряженья : Опыт морфологического описания

Автор: 
Лурье Михаил Лазаревич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000229077
179 грн
Додати в кошик

Вміст

’■»' І к* і J—. і 1LC і У І Cl
і —y f: » t і гіЛ
-> il» itll.Ui" ii<C
(“* ^ ^ * *7 T" і і ri—r » " M *fï
fiC-*/ • -І •- , * ; *-• s t s t ki\.‘l «UiUMÛîi'/N
П 4» J * »-il * • L»'J
IVr.iVJ VWinl ;У» т Hj'lUir»».'**,". • ;.'-.!.':HllII!:..4 < IJ J « \ V- » »{ '« ••>. *».' '» 1 » '•! It'/lIVl
, .4. , .....
^ * t.i.' m J 'V < a; » 1 і. i'. ...v.i V/J Л>»і>.і<і.ьа i\ >A/ i/(/vj/iva
/І ? *»Л*. 5' .;■ „'‘..’Я*4..*!.*''"?! V\* ; " І .’■ * 7.* *• î *•'* l’** Vw Г'!'.'.-»' ! ^ ''їГї і-'Н'І
з
§ 2. Длительность в системе ритмо-интокационкого параллелизма. 90
§ 3. Длительность в системе квантитативной (аддитивной) метрики. 100
§ 4. Длительность в тактовой системе 112
(в системе квалитативно!! метрики). 112
ЧАСТЬ II.
КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ КЛОДА ДЕБЮССИ.
3 ГЛАВА. ФЕНОМЕН ДЛИТЕЛЬНОСТИ У ДЕБЮССИ 134
§ 1. Звук и длительность на рубеже ХІХ-ХХ веков 135
§ 2. Атака звука как временной фактор
в произведениях Дебюсси 142
§ 3. Затухание звука как временной фактор (проблема задней границы звучания в произведениях Дебюсси). і52
§ 4. Проблема дления звука внутри единичной длительности 154
§ 5. Артикуляция звуковысотного, временного и тембрового
континуумов в произведениях Дебюсси 158
5.1 glissandi, нитраты и арпеджио 159
5.2 Статичные звуковые полосы. 168
5.3 Тремоло, трели. 170
5.4 проблема педали в фортепианной музыке 171
§ 6. Баланс континуальности и дискретности
на уровне одного звука 172
§ 7. Проблемы нотации. 178
19
справедливо настаивает на таком же историческом подходе и к развитию метроритма. При этом он выделяет два глобальных подхода к ритмической организации: анализ мог осуществляться “от высоты к ритму” и наоборот “от ритма к высоте” (Yeston, 1976, р. 4). “Методология “от высоты к ритму ” такова, что гшеет своим истоком некую иерархию высот, так что в контексте композиции ритмическое значение звука определяется, управляется или причинно обуславливается его высотной функцией. В противоположность метод “от ритма к высоте” таков, что гшеет своим истоком некую организованную чисто ритмическую конфигурацию, предполагая, что в контексте композиции высотное значение звука определяется, управляется или причинно обуславливается его ритмическим расположением внутри этой конфигурации. <...> Первый основной подход “от ритма к высоте” ... появляется в XII в. <...> В XVIII веке ... развитие аналитических концепций высотных структур привело к принципам понимания музыкального движения, которые отразили внутреннюю тенденцию развития по направлению к методологии “от высоты к ритму“ (Yeston, 1976, р. 4-5, 12).
Соглашаясь не со всеми позициями, изложенными в данном исследовании Йестона, тем не менее отметим, что его подход, рассматривающий высоту и длительность как две не просто равно важные, но способные активно влиять друг на друга характеристики звука и звуковой организации, - представляется нам весьма плодотворным. Понимание того, что структура европейского музыкального языка в разные эпохи могла быть разной, и соответственно ритм мог быть и самостоятельной силой, и силой, зависящей от высотной организации, - является важным достижением Йестона.
Отчасти схожие выводы изложены в другой работе, вышедшей в том же 1976 году - статье К.Шахтера “Ритм и линеарный анализ”36. В качестве главных ритмических структур Шахтер называет ритм длительностей (durational rhythm) и ритм тонов (tonal rhythm), основанный на звуковысотном аспекте.
20
Ритмические структуры, основанные на динамических, фактурных, тембровых изменениях, являются, по Шехтеру, второстепенными и в разных случаях могут либо прояснить, либо затемнить основополагающий рисунок тонально-длительностного ритма.
Проблема метаязыка, необходимого для описания и анализа метроритмических процессов, неизбежно сопряжена с учетом исторических форм развития метроритма. Показательно, что анализ истории метроритма также становится одной из излюбленных тем в музыкознании XX века. Труды этого рода можно разделить на две больших подгруппы. С одной стороны, это работы, пытающиеся проследить всю (или почти всю) эволюцию музыкального ритма, иногда с попыткой анализа причин и особенностей трансформации системообразующих факторов. С другой стороны, это исследования, в которых анализируются особенности ритмики какого-либо определённого периода, иногда жанра или даже произведения.
Одним из наиболее авторитетных исследований по истории метроритма остается по сей день капитальный труд К.Закса “Ритм и темп”37. В своей монографии Закс кратко описывает в хронологическом порядке все известные ему ритмические системы, начиная с архаических систем и заканчивая ситуацией середины XX века (книга вышла в 1953 г.). При этом Закс выделяет два основополагающих принципа ритмической организации:
дивизивный, основанный на делении крупной длительности на иерархически сопряженные между собой уровни более мелких длительностей, и
аддитивный, основанный на построении ритмических рисунков за
38
счет суммарных структур . Нетрудно заметить, что отмечая эти два принципа, ученый вплотную подходит к проблемам квантитативности и квалитативности, однако, не обращается к данному понятийному аппарату39. Однако, как и в подавляющем большинстве других ритмологических трудов, в предлагаемой