Ви є тут

Фольклор как феномен эстетической культуры общества : Аспекты генезиса и эволюции

Автор: 
Новиков Валерий Сергеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
276008
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение...................................................3
Глава 1. Понятийные и методологические основы изучения фольклора
1. 1. Фольклор в контексте современных исследовательских подходов: методологические предпосылки анализа................18
1. 2. Феномен фольклора и концептуальные грани его изучения 45
Глава 2. Закономерности генезиса и эволюции фольклорного художественного сознания
2.1. Истоки и генезис фольклорной деятельности и фольклорного сознания..............................................67
2.2. Фольклор как специфический феномен художественного сознания......................................................87
Глава 3. Фольклор е эстетической культуре общества
3.1. -Фольклор в функциональном поле художественноэстетической культуры........................................106
3.2. Художественно-эстетическое отражение действительности в развитии форм и жанров фольклора.......................129
Заключение.......................................... .....158
Библиографический список..................................164
3
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня перед нашим Отечеством, как и перед рядом других стран, встают проблемы не только экономико-политического плана, но и вопросы сохранения национальных традиций, фольклора, родного языка и т. д. Л.Н. Гумилев, развивая оригинальную теорию этногенеза, обещал в XXI веке «золотую осень России», а, следовательно, и процветания ее культуры. Социальная жизнь начала XXI в. ставит перед народами проблему взаимопонимания и диалога культур, поскольку этнические конфликты имеют место даже в пределах одной страны. Это в полной мере может быть отнесено и к России.
В целом, прогрессивный процесс развития индустриального и постиндустриального общества, но ведущий к глобальному распространению массовой художественной культуры западного образца, не всегда адекватен национальной шкале художественных ценностей в других странах. Возникает опасность денационализирующего влияния коммерческой массовой индустрии, вытесняющей народно-бытовую культуру, фольклор. У многих народов существует негативное отношение к массовой культуре как угрозе существования собственной национальной культуры, зачастую проявляются реакции ее неприятия и отторжения.
Проблема национального самосознания всегда существовала у каждого народа как один из импульсов «народного духа» и его созидательно-творческой роли. Главным источником в этом процессе всегда становился фольклор и другие компоненты народной культуры. Зачастую на первый выходят идеи «национального Возрождения», осмысления самобытного национального характера, процессы связанные с развитием национальных художественных школ и пр. Безусловно, художественная культура каждого народа под влиянием социального прогресса претерпевает изменения.Но мы отмечаем относительную самостоятель-
17
4. В развитии фольклорного сознания выявлена закономерность движения от «мифа к логосу»: а)связанное с бессознательным (миф, магия), б)отражающее коллективное сознание (сказки, обряды), в)развитие исторического самосознания (эпос, исторические песни), г)выделение индивидуального сознания (лирическая песня, частушка, авторская песня).Это сформировало авторскую концепцию полистадиальности фольклора .
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют горизонт современного зидения фольклора, открывая перспективы для дальнейших исследований народного творчества, частью которого является фольклор, и которые могут использоваться для базовой методологической основы в теории фольклора.
Результаты диссертационного исследования положены в основу выступлений автора на Международных и Всероссийских научных конференциях в гг. Новосибирске, Барнауле, Бийске, легли в основу ряда опубликованных статей и учебно-методического пособия «Фольклор: проблемы истории и теории», обеспечивающего разработку и чтение автором курсоз по проблемам культурологии и художественной культуры. Возможно применение полученных результатов в осуществлении экспериментальных исследований народной культуры, в том числе, детского фольклорного сознания в рамках работы автора в научной лаборатории художественно-эстетического воспитания и экспериментальной площадки «Человек культуры» БПГУ.
Структура диссертации соответствует логике поставленных и разрешаемых в ней проблем и задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Использованная литература включает 323 источника, из них 49 на иностранных языках.
18
ГЛАВА 1.
ПОНЯТИЙНЫЕ И МЕТОДОЛОЛГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА
1.1. Фольклор в контексте современных исследовательских подходов: методологические предпосылки анализа
Как отмечено во введении, само использование понятия «фольклор» в современной научно-исследовательской литературе неоднозначно. За этим кроется особая проблема поиска методологических оснований того или иного подхода к определению фольклора как культурно-эстетического феномена и, следозательно, к его концептуализации. По сути, это проблема методологического характера. В связи с этим отмечаем такие основные тенденции в теоретических подходах к фольклору:
1) Одна из главных тенденций в современной, в
особенности, западной фольклористике заключается в том, что фольклор понимается как архаика, примитиЕ, которая
сохраняется в дерезне, у «низших классов, в «примитивных» коллективах аборигенов (р.Амазонка, Конго, Австралии,
Арктика и др.)> как пережиток первобытной эпохи
человечества, который достоин сохранения, записи, но не имеет творческих импульсов развития в современном мире. Такой взгляд на фольклор игнорирует историческое развитие культуры, которое привело к созданию многообразия видов и развитых форм фольклора и его способность отражать панораму народного быта в его полноте.