2
Оглавление
Введение................................................................3
Глава первая. Христианский сюжет в игровом кино и особенности фильмов Робера Брессона.........................................................25
1.1. Христианский сюжет: проблема кинематографической репрезентации.....27
1.2. Уроки кинематографическою опыта. Дрейер и Брессон..................56
Глава вторая. Кинематографический стиль Робера Брессона как эстетический
феномен................................................................69
2.1. Проблема стиля в фильмах Робера Брессона...........................69
2.2. Трансцендентальный стиль...........................................91
2.3. Определение специфики стиля.......................................105
Глава третья. Повествование, изображение и герой в фильмах Робера
Брессона..............................................................118
3.1 Сюжет и фабула.....................................................119
3.2 Герой..............................................................135
3.3 Особенности изображения............................................147
Заключение............................................................166
Список литературы......................................................174
Фильмографическая справка. Фильмы Робера Брессона......................188
Введение
Настоящее исследование посвящено важной для искусствознания проблеме творческого метода и стиля. Проблема рассматривается в диссертации на примере творчества выдающегося представителя авторского кино -французского кинорежиссера Робера Брессона. Изучение проблемы изначально предполагает рассмотрение использования арсенала образных средств киноискусства. Известно, что многообразие авторских миров подразумевает существование разных систем или методик эксплуатации традиционных приемов кинематографической выразительности.
Феномен авторского кино заключается как в системе оценок мира и человека, предлагаемых кинорежиссером-автором, так и в характере художественного воздействия его индивидуального стиля, образных решений. В условиях определенной оригинальной художественной системы его мировоззрение развивается в целостную философию и актуализируется. Учитывая данное условие, можно полагать, что многие кинорежиссеры, пользуясь конкретными кинематографическими приемами, делали свою индивидуальную философию убедительной. К таким относится Робер Брессон, чьи картины отличает схожесть и замкнутость формы, постоянство философских мотивов и художественных механизмов их раскрытия. Высокий идейно-художественный уровень выделяет кинематограф Брессона даже среди его современников-режиссеров, многие из которых - признанные классики авторского кино.
Содержание фильмов французского кинематографиста, при всей сдержанности их формы, весьма тенденциозно. Тенденциозность определяется задачами, поставленными кинорежиссером a priori по отношению к собственной кинематографической практике. В свою очередь это намечает проблему творческого метода как формирования и осуществления целостной
18
тексте.
Значима в библиографии исследований формальных особенностей творчества режиссера работа американского структуралиста и представителя феноменологической традиции в филологии и искусствоведении С. Зонтаг «Духовный стиль в фильмах Робера Брессона». Главное внимание здесь уделяется возможности и оправданности тех стилевых свойств, которые обычно приписывают кино Брессона. На материале первых шести картин режиссера Зонтаг изучает художественный характер стилевой формы, которая в ее работе определяется через аналогию с «эффектом отчуждения» у Брехта71.
Исследователь видит в принципах отстранения зрителя, прежде всего, исключение «чувства удовлетворения», которое вызвано воспроизведением процессов действительности и наличием ярко выраженной эмоциональности, признак так называемого спокойного темперамента, способствующего раскрытию не эмоционального, но интеллектуального уровня произведения. Условие, по мысли Зонтаг, благоприятствует риторике религиозного, что и происходит в фильмах Брессона. Исследовательница анализирует работу механизмов отстранения, основываясь на закономерности и оправданности стилевой формы «спокойного темперамента» как способа, в котором утверждается примат идейного содержания произведения. Данный способ понимается Зонтаг как сумма описываемых в литературе о Брессоне приемов, среди которых работа с «моделями» (непрофессиональными исполнителями), отсутствие механизмов, стимулирующих непосредственное эмоциональное восприятие. В обширной литературе о творчества Робера Брессона следует отметить ряд работ, также касающихся проблемного поля настоящего исследования. Статьи «Негативное видение Робера Брессона» Р. Дюрны, «Блеск доспехов, жалобные звуки лошадей: редкие параметры стиля в “Ланселоте Озерном”» К. Томсон, «Форма фильма/ голос свыше: “Дневник сельского священника” Брессона» Н. Брауна22, работа Ж.-l I. Удара «Брессон и
21 Sontag S. Spiritual Style in the Films of Robert Bresson // Robert Bresson. Edited by James Quandt. Toronto. 2000 P. 57.
22 Статьи опубликованы в сборнике: Robert Bresson. Edited by James Quandt. Toronto. 2000.
19
истина»“ в разной степени затрагивают проблему авторского стиля и метода.
При достоинствах анализа многих исследований почти нигде в них не говориться о том, что именно для Брессона является необходимостью выражать в игровом кино метафизические процессы; о том, какую цель преследует режиссер, пытаясь тематически и образно строить историю в своих картинах, основываясь на сюжетах и символике христианской традиции. В интервью с кинорежиссером об этом также ничего не говорится. Порой он намеренно уходил от прямого разговора на данную тему. Следовательно, идейнофилософские и стилистические особенности картин Брессона подразумевают только проявление в них признаков христианской религиозности и мировоззрения. Несмотря на существование обширной литературы, посвященной французскому кинематографисту, необходимо заметить, что труды большинства исследователей часто основываются на непосредственном восприятии фильмической реальности. Исследователи не стремятся к пониманию творчества Брессона как единой художественной системы, апеллирующей к христианским смыслам. Но нельзя отрицать основательности отдельных наблюдений. Важным достоинством в них часто оказывается вычленение и дифференциация формальных приемов, сюжетных и визуальных мотивов в соответствии с традиционными принципами рассмотрения художественной структуры, определение драматических механизмов, главных элементов художественной формы. Стиль и метод, за отдельными исключениями, не находят своего концептуального определения в связи с мировоззренческой основой.
Выводы исследований сводятся к следующему обобщению: в фильмах Брессона приходится иметь дело с системой мышления посредством кинематографической образности. Здесь нам представляется уместным упомянуть и фундаментальный труд Ж. Делёза «Кино», где фильмы Брессона рассматриваются как примеры пространственного мышления, раскрывающегося при обязательном условии наличия у Брессона духовной
“Oudart J.-P. Bresson et la vérité//Cahiers du cinéma. 1969, no.216. P. 53-56.
- Київ+380960830922