Ви є тут

Театр одного актера в России последней четверти XX - начала XXI века : предыстория, практика, специфика жанра

Автор: 
Колосов Роман Викторович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299583
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение.......................................................................3
I глава. 11редыстория драматического театра одного актера.....................18
§ 1.1. Режиссерское самосознание и проблема актера в драматическом театре первой половины XX века........................................................ 18
§ 1.2. Режиссер и актер во второй половине XX века: проблема взаимоотношений 3?.
II глава. Драматический театр одного актера на сценах Москвы и Петербурга.....................................................................46
§ 2.1. Интеллектуально-пластический театр. А.Девотченко......................52
§ 2.2. Интеллектуально-психологический театр. Л.Мозговой.....................63
§ 2.3. Интеллектуально-эксцентрический театр. С.Юрский и А.Филиппенко........70
§ 2.4. Авторский театр. Е.Гришковец..........................................97
§ 2.5. Монотеатр как инструмент расширения актерского диапазона и реализации
дополнительных творческих возможностей......................................309
III глава. Специфика жанра и развитие поэтики драматического театра одного актера.................................................................122
§ 3.1. Специфика жанра драматического театра одного актера..................122
§ 3.2. Фестиваль «Монокль» как средство углубления рефлексии драматического монотеатра, его поэтики..................................................137
Заключение...................................................................151
Источники и литература........................................................160
2
Введение.
Актуальность темы. Предпринятая диссертация посвящена драматическому театру одного актера.
Театр одного актера (ТО А) как самостоятельное и профессиональное явление появился в России на рубеже Х1Х-ХХ века. В течение XX столетия этот театр динамично развивался, видоизменялась система его жанров, претерпевала изменения их иерархия внутри жанровой системы. В настоящее время в практике ТОА со словесноречевой основой возможно выделить следующие жанры: художественного чтения, художественного рассказывания и драматический. Что касается авторского театра, то эта жанровая форма может найти воплощение во всех трех жанрах.
Как свидетельствует развитие театрального процесса и презентация моноспектаклей на фестивалях типа «Монокль», в последние три-четыре десятилетия XX века именно драматический театр одного актера стал наиболее распространенной и востребованной формой ТОА.
Между тем, несмотря на ряд специальных работ о ТОА и внятной актерско-режиссерской рефлексии на жанровые особенности драматического ТОА (здесь уместно вспомнить слова С.Аверинцева, который говорил, что самые настоящие термины кристаллизуются из «словечек», из нестрогого, но живого профессионального «жаргона»1), исследуемый нами жанр драматического театра одного актера все еще не получил в театроведении и театральной критике должного освещения. Мало того, драматическая природа словесно-речевого ТОА во всех его театрально-эстрадных формах как их художествснно-
1 Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости / Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 216.
3
Разговор об особенностях драматического монотеатра ведется со ссылкой на М.Бахтина. «Всякое вступление в сферу смыслов, -отмечал М.Бахтин, - совершается только через ворота хронотопов». Новая театральная форма - это, прежде всего, новый хронотоп.
Художественное пространство становится местом создания и проявления смыслов. В драматическом театре оно характеризуется известным выражением hic et nunc, что свидетельствует о главенствующем значении в жанрообразовании монодрамы психотехнических и психофизических средств. Понятно, почему
Э.Ионеско, акцентируя это, утверждал: «... в драме говорят не слова, а образы».
Драматический моноспектакль нередко называют «длящейся метафорой», в нем налицо тяготение к двум основным тропам: метафоре и метонимии. В театрологии это явление называют диаграмматической иконичностью, предполагающей воспроизведение референциальной среды с помощью ряда немногих конструктивных знаков, которые кодифицируются по принципу скрытого параллелизма (метафора) или обозначения предмета по одному из его признаков (метонимия).
С диаграмматической иконичностью соотносятся особенности ритма. «Ритм - онтологическая основа театрального искусства» (Г.Крэг). В моноспектакле он обусловлен парадигматическим чтением текста -чтением «по вертикали», в котором отслеживается смыслообразование, а не последовательность событий. Вертикальное чтение, вертикальный ритм связан с физическим присутствием персонажа на сцене - hic et nunc.
Актер не «исполнитель», на сцене он творит новое мироздание, и это влечет за собой еще одну жанровую особенность драматического моноспектакля - мизансценирование.
16
Мизансцена - это преобразование драматургического или литературного текста в сценический, «...по мизансцене надо понимать все внутреннее содержание... мизансцена должна жить, играть» (К.Станиславский). Текст внутри спектакля обретает свою физику, время, композицию...
Второй параграф третьей главы «Фестиваль «Монокль» как средство углубления рефлексии драматического монотеатра, его поэтики».
Содержанием параграфа стали размышления диссертанта о значении фестивального движения для развития драматического моноспектакля. На фестивалях отслеживаются тенденции развития моногеатра, расширение его геофафии, колебания художественноэстетического уровня театра и их причины. Фестивали помогают расти не только монотеатру, но и зрителю.
В Заключении подводятся итоги исследования и намечаются насущные вопросы перспективного изучения драматического монотеатра.
17