ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ: проблемы теории, истории и методологии 17
1.1 Художественный музей как культурный институт в условиях современности 17
1.2 Культурно-образовательная деятельность и проблемы современного музейного пространства 28
1.3 Роль новых технологий в культурно-образовательной деятельности музея 38
1.4 Культурно-образовательная деятельность музея и музейная педагогика: опыт историко-искусствоведческого обзора 52
1.5 Экспозиция как форма художественной коммуникации (теоретикометодологические аспекты) 80
ГЛАВА 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ) 101
2.1 Основные принципы современной культурно-образовательной деятельности художественного музея (опыт разработки авторской концепции) 101
2.2 Выставка как форма актуализации историко-художественного наследия (выставки Государственного Русского музея) 106
2.3 Формы реализации культурно-образовательной функции художественного музея (на примере Государственного Русского музея) 142
2.4 Художественный музей и проблемы «культурного туризма» (опыт Государственного Русского музея) 155
2.5. Современное искусство в пространстве традиционного музея: культурнообразовательные и просветительные аспекты (опыт ГРМ) 196
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 207
БИБЛИОГРАФИЯ 214
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Традиционно в общественном сознании художественный музей понимался как организация, занимающаяся собиранием, хранением, изучением, демонстрацией, популяризацией историко-культурных ценностей. Современная эпоха радикальным образом трансформировала данный стереотип. Музей стал мыслиться как лаборатория, формирующая критерии художественности, как институция, включающая художественное наследие в контекст современного искусства и культуры. В результате современный музей является не только хранителем социально-культурной памяти, но и культурообразующим и культуросозидающим феноменом. Подобная метаморфоза предопределила изменения не только в художественной и научно-исследовательской сфере, но и в культурно-образовательной деятельности. Отсюда анализ новых форм работы художественного музея с публикой в аспекте его культурно-образовательной деятельности является адекватной задачей современного искусствознания.
В современном искусствознании культурно-образовательная деятельность художественного музея понимается как важный компонент музейной коммуникации и одно из ведущих направлений музейной работы, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция музея.
Термин «культурно-образовательная деятельность» получил распространение в отечественном музейном деле с начала 1990-х; до этого использовались определения «культурно-просветительская работа», «массовая политико-просветительная работа», «научно-просветительная работа». Эти термины отражали понимание сущности работы с аудиторией искусства в различные исторические периоды и менялись быстрее, чем терминология для обозначения соответствующих направлений музейной деятельности.
С понятием «культурно-образовательная деятельность» тесно связаны такие термины, как «музейная коммуникация» и «музейная педагогика». Осуществляемый в музее процесс трансляции культурных значений и смыслов, целью которого является их восприятие публикой, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационно-смысловой потенциал музейных предметов, реализуются образовательно-воспитательная, культурно-эстетическая и другие функции художественного музея. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем
нилище матриц для электронных изображений, или привлекательную декорацию
28
компьютерных центров».
Если обратиться к истории технического прогресса общества, то можно найти там похожие прецеденты. Долго существовало мнение, что кино вытеснит театр, пластинки заменят живые выступления музыкантов, а электронный текст - сделает абсурдным существование книги. С этих позиций можно предположить, что и этот спор о будущем музея вскоре угаснет. Но если разобраться в этой проблеме глубже, можно увидеть ряд отличий, которые не позволяют однозначно увериться в надуманности проблемы утраты актуальности музеем как социально-культурной структурой.
Во-первых, в проблеме театр - кино, книга - электронный текст, концерт - звуковой носитель всегда существует некий аналог, обладающий отличными характеристиками, но имеющий общие с оригиналом художественно-выразительные средства и формы воздействия. Рассматривая же институции музея реального и музея виртуального, можно, по сути, определить две разные формы существования одного и того же культурного явления. Они различаются способами воздействия и взаимодействия с реципиентами.
Во-вторых, виртуальный музей, как и музей реальный, ставит перед собой задачи ведения научно-исследовательской, учебно-педагогической и историкоархивной деятельности. Развлекательная деятельность музея второстепенна, а научно-исследовательская первична. Отсюда можно сделать вывод о том, что публика и степень популярности той или иной формы музея не являются основными факторами значимости самой институции музея.
В-третьих, на современном этапе технического обеспечения музейного дела и выставочного пространства невозможно провести разделительную черту между реальным музеем и его виртуальным представительством. Внутри музея активно используются компьютерные технологии, локальные сети и специализированные программы. Компьютеры стали неотъемлемой частью музейного дела, их используют и для хранения информации и для непосредственно исследовательской деятельности -электронные анализаторы изображений взаимодействует непосредственно с компьютером.
Oft
Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры: Диссертация ... д-ра филос. наук / СПбГУ. СПб., 2001. С.7.
Отсюда следует, что виртуальный музей - это не просто конкурирующий аналог музея реального, а его новая форма, частично замещающая его. Рассматривая соотношения электронного и физически существующего музея с точки зрения преемственности, проблема потери актуальности и возможного полного исчезновения музея, как такового, уже не кажется абсурдной и надуманной. Изменение формы существования музея не может пройти без потери ряда свойственных ему качеств и приобретения новых характеристик.
Для понимания принципов структурирования социально-культурного явления «музей» служат в сегодняшней ситуации две популярные культурологические концепции - идея Андрея Мальро о «воображаемом музее», и анализ бытия новых видов искусства, проведённый Вальтером Беньямином, прежде всего в его знаменитом эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Две эти концепции раскрывают всю палитру мнений и суждений о будущем музейного пространства и формы музея.29
Мальро в своих теоретических трудах говорит, прежде всего, о фоторепродукции как аналоге реального произведения искусства. Фотография (цифровая репродукция) даёт жизнь «музею без стен», который объемлет весь мир искусства, неизмеримо больший, чем тот, который может предложить «реальный» музей. Мальро писал, что теперь присутствие самого произведения искусства отнюдь не обязательно для трансляции его образа и смысла.
Совершенно иные акценты в описании тех же тенденций культурного развития расставляет теоретик культуры Вальтер Беньямин. Признавая и приветствуя потенции фотографии (и иных репродукционных средств) относительно эмансипации масс в сфере искусства, Беньямин тем не менее отмечает, что они уничтожают квазимагиче-скую "ауру" уникального произведения, поскольку замещают единственный оригинал множество его копий.30
Основные споры о будущем музея возникают вокруг противопоставления оригинала и копии. Но если отказаться от виртуализации музейных предметов в принципе, то функционирование музея как объекта культурной жизни не станет менее про-
29Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры: Диссертация ... д-ра филос. наук / СПбГУ. СПб., 2001. С.206-210.
30 Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры: Диссертация ... д-ра филос. наук / СПбГУ. СПб., 2001. С.264-266.
- Київ+380960830922