Ви є тут

Художественное проектирование типового орнаментального декора на Императорском фарфоровом заводе : 1830-1850-е гг.

Автор: 
Тарханова Анна Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275593
179 грн
Додати в кошик

Вміст

*
Оглавление
Введение 5
1 Этапы художественного проектирования типового орнаментального декора на ИФЗ в 1830- 1850с годы 24
1.1. Предпосылки формирования проектной культуры на ИФЗ ... 24
1.2. Основные этапы художественного проектирования ..........30
1.2.1. Создание графических проектов....................31
1.2.2. Расчет технологической карты.....................37
1.2.3. Проектирование типовой орнаментальной росписи в материале ..............................................44
1.3. Выводы по главе 1.......................................52
2 Характеристика коллекции «плакеток пробных» из собрания отдела «Музей фарфора» Государственного Эрмитажа 54
2.1. Классификация коллекции.................................54
2.2. Сравнительный анализ проектов в материале, продукции ИФЗ
и западноевропейских предприятий........................70
2.3. Методология чтения проектов.............................82
2.4. Выводы по главе 2.......................................91
3 Система обучения художников-декораторов ИФЗ в 1830-!850е годы 94
* 2
% 3.1. Структура и процесс обучения................................94
3.2. Характеристика учебных работ из коллекции «плакеток пробных» Музея фарфора ............................................105
3.3. Выводы по главе 3.........................................115
Заключение 117
Примечания 127
Список использованной литературы 147
ПРИЛОЖЕНИЯ 164
А Альбом иллюстраций 164
А.1. Образцы типовой орнаментальной росписи. Западная Европа.
Россия. 1525-1880е гг.....................................164
А.2. Образцы продукции ИФЗ, демонстрирующие принципы компоновки орнаментальной росписи в 1810-1830 гг..................169
А.З. Графические проекты изделий ИФЗ и западноевропейских
предприятий. 1800— 1830с гг...............................173
А.4. Проекты типовой орнаментальной росписи («плакетки пробные») из собрания Музея фарфора. 1830— 1850с гг................181
А.5. Образцы продукции ИФЗ, европейского и восточного фарфора
и связанные с ними типовые проекты декора.................228
А.6. Графические проекты ИФЗ из фондов РГИА....................251
Б Документальные материалы из фондов РГИА 259
Б.1. Документ №1...............................................259
Б.2. Документ №2...............................................261
Б.З. Документ №3...............................................261
« 3
Основное внимание уделялось повышению художественного уровня продукции. «Как бы хорошо не копировались чужие образцы, копии свидетельствуют о скудности талантов, поэтому Императорская мануфактура не может соперничать с европейскими, и обречена на провал».4 В новом «Положении» было указано, что «изготовление вещей для поднесения членам Императорской фамилии, для Высочайших подарков...должно было производиться только с утверждения Кабинета Ею Величества по представленным от директора рисункам».
Графическое проектирование декора фарфоровых изделий становится обязательным и рассматривается как ключевой этап, позволяющий определить общую композицию росписи, оценить себестоимость выпускаемых изделий и трудоемкость отдельных этапов производства.'^ Гаттенбергер попытался ввести так называемые «книги образцов», в которых приводились графические проекты будущих вещей, расчеты стоимости материалов, трудозатрат («задельной платы») и себестоимости продукции.
Существенную роль в формировании основ и методик проектирования декоративных композиций сыграл Дени-Жозеф Моро (Denis-Joseph Moreau), талантливый художник-декоратор и позолотчик Севрской фарфоровой мануфактуры, работавший на ИФЗ в 1815—1828 годах. В контракте, заключенном с художником Моро 1-го января 1824 года, наряду с общепринятыми обязанностями отмечалось, что «Моро обязан выучить шесть учеников, выбрав их из среды заводских работников, наставлять их во всем том, что заключает в себе сие отрасль науки и, не скрывать от них ничего в том, /... / что никто не сделает ему препятствия в средствах к образованию их учеников для большей пользы заведения» и что он «обязается за положенныя вместо собственных его работ 2/т рублей делать ежегодно две вазы одну к новому году, другую к Св. Пасхи».6
Свою плодотворную творческую деятельность Моро вполне успешно со-
чета/1 с административными функциями: заведовал отделением выделки белых вещей, а в 1828 году стал ремесленным инспектором завода. Но, прежде всего, это был блестящий художник-декоратор и талантливый педагог, о чем свидетельствуют и исследования последних лет. В каталоге выставки «Французы в Петербурге», экспонировавшейся в Михайловском замке (ГРМ) в сентябре-октябре 2003 года, значатся шесть ваз, декорированных Д.-Ж. Моро. Это — золоченые парные кратеры (1824), парные розовые вазы-амфоры (1822—1826), ваза-кратер с композицией «Материнское счастье» по одноименной картине М. Жерар (1838, роспись В. Елашсвского) и ваза-кратер с композицией «Художница, пишущая портрет музыкантши» (1838, роспись А. Нестерова).7
В рапорте от 14 декабря 1827 года о возобновлении контракта с художником особо отмечена его успешная педагогическая деятельность: «Впрочем, по уважению, что собственные наши декораторы уже образовались и работают отлично, то можно бы кажется, и освободить Моро от обязанности работать самому».8 Вполне вероятно, что учениками Моро могли быть авторы рассматриваемых нами проектов: Григорий Зюзин, Федор Телятников, Филипп Дудин, Николай Семенов, Александр Новиков. В 1830е годы они стали ведущими художниками-декораторами завода и активно использовали в своих проектах созданные французским мастером орнаментальные композиции, самобытно переосмысливая их и дополняя новыми элементами. С поразительной легкостью они могли развить любую вариацию на предложенную тему, придумать орнаментальную отделку и рельефный декор для «обогащения и инновации» уже существующих форм, создать собственные формы И КОМПОЗИЦИИ.1*
Важным документальным источником, характеризующим, в числе прочего, и метод внедрения типовых орнаментальных росписей в 1815—1829 годах, является «Опись имущества заводу». Она была составлена в 1829 году при передаче дел новому директору ИФЗ.10 При перечислении оборудования Пе-