2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................4
ГЛАВА 1
Культурно-исторический контекст “Победы над Солнцем”................II
§ 1. Культурно-историческая ситуация 1910-х гг. и русский театральнохудожественный авангард.............................................11
§ 2. Создание театрального проекта. Коллективное творчество авторов .16
§3. Обзор системы персонажей (традиции, реалии, прототипы)..........28
§ 4. Синтез света, цвета и «букво-звуков» в спектакле 1913 года.....36
§ 5. Культурные коды в «Победе над Солнцем” ........................41
Выводы..............................................................45
ГЛАВА 2
Образы в «Победе над Солнцем».......................................46
Вводные замечания...................................................46
§ 1. Пролог.........................................................47
• Чтец..............................................................49
§ 2.Деймо 1.........................................................52
• Будетлянские силачи...............................................52
• Нерон.............................................................59
• Путешественник по всем векам......................................65
• Некий Злонамеренный...............................................71
• Забияка...........................................................76
• Неприятель........................................................78
• Вражеские воины в костюмах турков.................................81
• Хористы в костюмах спортсменов....................................86
• Похоронщики.......................................................91
• Разговорщик по телефону...........................................93
• Несущие солнце многие и один......................................94
з
§ 3 Деймо 2....................................................105
• Десятый стран..............................................105
• Пестрый глаз...............................................110
• Новые и трусливые..........................................113
• Дом на колесе..............................................117
• Толстяк....................................................121
• Старожил...................................................124
• Внимательный рабочий.......................................128
• Молодой человек............................................137
• Авиатор....................................................140
• Дом-куб................................................... 143
Выводы.........................................................145
ГЛАВА 3.
Мифологические основания организации «Победы над Солнцем»
§ 1. Функционирование ряда «куб-квадрат-круг»..................147
§ 2. Культурная метафора разъятия как поиск целостности........158
§ 3.Семантика маски в «Победе над Солнцем».................... 166
§ 4. Историко-географические источники футуристических мифологем . 172
Выводы.........................................................176
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................177
БИБЛИОГРАФИЯ...................................................187
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................199
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ.............................................201
ИЛЛЮСТР AI ЩИ..................................................203
20
А путь был действительно новым. Это было коллективное творчество, о котором М.Матюшин впоследствии писал: “Крученых, Малевич и я работали вместе. И каждый из нас своим творческим образом подымал и разъяснял начатое другим Опера росла усилиями всего коллектива, через слово, музыку и пространственный образ художника”. Причем авторы очень хорошо представляли себе некую общую идею, объединяющую драматургический слой, музыку и визуальные образы, то “общее значение” (Матюшин, Цит. по Ковтун, 1989:130), (как назвал эго М.Матюшин), которое определяло смысл и форму будущего спектакля.
М.Матюшин вспоминал “Я нагшсал музыку, Крученых — текст, Малевич нарисовал декорации и костюмы. Мы обо всем совещались. Крученых переделывал текст, когда я и Малевич указывали ему на слабые места. Тут же я изменял те места, которые не отвечали общему значению” (курсив здесь и далее наш — ГГ.) (Матюшин, Цит. по Ковтун, 1989:130).
Вообще все футуристы, кроме Лившица, рисовали, как вспоминал Бурлюк.
А.Крученых тоже имел художественное образование. Владение разными видами искусства у авторов “Победы” создавало предпосылки для коллективного творчества по типу фольклорного.
И все-таки уникальность 1СПобеды” изначально была в том, что каждый из трех соавторов был еще и теоретиком, причем А.Крученых и М.Матюшин в двух видах, а К Малевич в трех вилах искусства — живописи, поэзии, музыке. Спектакль, который они создали вместе, был акцией художников-теоретиков, провозгласивших новые принципы искусства и творчества в своем спектакле-декларации.
Осень 1913 года — время подготовки спектакля и активных выступлений футуристов. “Знамя держали высоко, скандалили крепко, кричали громко и получали много (до 50 рублей в час)”,— не без юмора вспоминал А.Крученых о подобных вечерах (Крученых, Цит. по: Ковтун, 1989:133).
К.Малевич выступает на литературном фронте вместе с поэтами. 13 октября в Москве принимает участие в “Первом в России вечере речетворцев” Перед этим
21
(17 сентября) он пишет М.Матюшину: “Скоро думаем увидеть Вас на 1-ом заумном будетлянском литературном вечере” (Малевич, 1989:130). В.Маяковский, В. Хлебников, А.Крученых тоже присутствовали на вечере.
Общественно-литературные журналы 1910-х гг. отказывались публиковать футуристов. “Звучащее слово стало главным проводником их поэзии”.
Традиции площадного слова, для которого характерна неформальность, т.е. противопоставленность официальной идеологии с ее “односторонней серьезностью тона”, оказалась близка футуризму. Таким образом, даже на языковом уровне проявились новые тенденции в искусстве, разрабатываемые ими в теоретических работах. “Уничтожить “чистый, ясный, честный, звучный русский язык”, оскопленный и сглаженный языками человеком от “критики и литературы”,— говорилось в постановлении Первого съезда баячей будущего (Малевич, 1995:23). Отметим, что язык произведений, созданных футуристами, стал поводом для интенсификации изучения русского словообразования и фоносемантики (См.: Григорьев В.II). Футуризм можно считать страницей в истории русского языкового нонконформизма (Куриева, 1999:111-121).
И, наконец, 3 и 5 декабря 1913 года в театре Луна-Парк на Офицерской улице 22 состоялись спектакли Театра футуристов Это была знаменитая “Победа над Солнцем”. А 2 и 4 декабря шла трагедия «Владимир Маяковский»
В.Маяковского в декорациях П.Филонова и И.Школьника.
А по набережной легендарной
Приближался не календарный -
Настоящ ий Двадиат ый Век.
Он пришел в образе мировой катастрофы 1914-го года. В последний год уходящего века, в последние его дни была явлена “Победа над Солнцем”. Цифра “13” на эскизе К.Малевича запечатлела 13 год рядом с образом заходящего солнца.
“Победа над Солнцем” является нашему современнику в ореоле «легенд». Умение создать мистификацию вообще было отличительной особенностью поэтов и писателей серебряного века. Предложив “сбросить Пушкина с корабля современности” в знаменитом манифесте “Пощечина общественному вкусу”,
- Київ+380960830922