Ви є тут

Сетевая организация бизнеса: методология социологического исследования

Автор: 
Разумная Анастасия Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294855
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Становление и развитие сетевого подхода к исследованию организаций § 1 Теоретические предпосылки формирования сетевого подхода к изучению организаций
1.1.1. Теория трансакционных издержек
1.1.2. Теория агентских отношений
1.1.3. Эволюционная теория экономических изменений
1.1.4. Ресурсная теория фирмы
§ 2 Основные положения концепции сетевой организации бизнеса
1.2.1 История становления сетевого подхода к организации
1.2.2. Определение понятия сетевого подхода к организации
1.2.3. Отличие сетевого подхода к исследованию организации от традиционного
Глава 2. Особенности формирования и регулирования сетевой организации бизнеса
§ 1 Особенности формирования сетевых межфирменных структур § 2 Механизмы поддержания сетевых межфирменных структур § 3 Формальные и неформальные механизмы регулирования сетевой организации бизнеса (на примере автомобильного холдинга)
2.3.1. Методология исследования
2.3.2. Результаты исследования Заключение
Список литературы Приложения
3—10
11 — 70
И —47 11 -—27 27 — 35 35 — 40 40 — 47
48 — 70
48 — 57 57 — 65
65 — 70
71 - 142 74 — 86 87- 102
103- 142 103-108 108 - 142 143 - 147 148- 170 171 -272
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования.
Условия жесткой конкуренции, когда на рынке существует достаточно большое число фирм, обладающих равными возможностями развития, заставляют компании искать дополнительные ресурсы для привлечения и удержания клиентов. На высококонкурентных рынках клиент становится более требовательным и ожидает большего внимания к себе. Малый и средний бизнес растут благодаря развитой системе кредитования и государственной поддержке, но при этом большинство компаний очень быстро достигают критического момента в своем жизненном цикле. Брать дополнительные квалифицированные кадры становится слишком затратным, а развиваться далее без специалистов в определенных областях практически невозможно. Именно на этом этапе фирмы начинают осознавать необходимость объединения и формирования сетей, внутри которых различные функции делятся между компаниями, и каждая из них концентрируется на ключевых компетенциях, в то время как другие задачи передаются партнерам в сети.
В ситуации, когда фирмы объединяются в сети взаимодействия и совместно движутся к единой цели, компаниям, не включенным в сеть, становится все сложнее выживать, а вхождению в сеть препятствуют сетевые барьеры. Внутри сплоченных межфирменных сетей наряду с контрактными возникают неформальные отношения, подкрепляемые доверием.
На этом этапе для развития сетевого образования особенно важным становится поддержание неформальных отношений между сотрудниками компаний, создающих благоприятную среду для укрепления партнерских отношений.
Таким образом, сетевые отношения и сетевые структуры являются неотъемлемой частью развития компаний на высококонкурентиых рынках. В связи с этим изучение процессов формирования и поддержания сетей
26
своеобразный рынок, оформленный долгосрочными контактами.
Последователи сетевого подхода к исследованию организаций, развивая тезис о возможности отлынивания, говорят о том, что в случае длительного существования сети взаимодействующих между собой фирм (а сети, как правило, существуют достаточно длительное время) замена каждого элемента цепочки связана с существенными рисками и более чем не желательна. Это еще одна причина, но которой участники одной сети стараются решить любые возникающие конфликты собственными силами на уровне договоренностей. При замене каждого отдельно взятого партнера центральная фирма должна быть готова к тому, что в цепочке возникнут изменения отлаженного процесса, поскольку механизм отрабатывается длительное время и идеальные условия достигаются путем взаимных уступок и длительных переговоров. Таким образом, создаются так называемые барьеры для входа новых фирм в сеть.
Обобщая вышеописанные сходные моменты между сетевым подходом к изучению организации и теорией трансакционных издержек, можно выделить основные положения, которые заимствованы из последней и развиты в концепции сетевых структур.
1.Сеть формируется с цслыо экономии на трансакционных издержках. Представители теории трансакционных издержек говорят то же самое о возникновении фирмы. С развитием производства и потребления, усложнением рыночных механизмов и усилением конкуренции на рынке экономия на трансакционных издержках способствовала возникновению межфирменных образований — объединению компаний в сети взаимодействия.
2.Существование оппортунистическою поведения. В случае если между компаниями прежде не было совершено ни одной сделки или о ней нет хороших рекомендаций из надежных источников, риск того, что она может проявить в угоду своим интересам оппортунистическое поведение, увеличивается. Ни один контракт, заключенный до начала сделки не может
27
быть совершенным, т.е. невозможно учесть все возможные сложности и спорные ситуации при заключении контракта.
3.Налаживание стабильных отношений, которые зачастую становятся неформальными и дружескими, снижают риск потерь при заключении сделок и возможность оппортунистического поведения со стороны партнера. Нели на первом этапе работы опасность оппортунизма велика и существует необходимость заключения классических или неоклассических контрактов, постепенно в процессе работы формируется доверие между партнерами и риск взаимодействия существенно снижается. Именно тогда приходит очередь «отношенческих» контрактов, которые могут быть условными, без четкого обозначения путей разрешения всех возможных спорных ситуаций, а порой могут оформляться уже после заключения сделки.
4.Конфликтные ситуации зачастую разрешаются путем переговоров, поскольку издержки на ведение судебных разбирательств высоки как с материальной точки зрения, так и с точки зрения временных затрат. Сторонники сетевого подхода к исследованию организации добавляют еще одну причину — сложность замены конкретного члена сетевого образования.
1.1.2. Теория агентских отношений
Классической для теории агентских отношений стала статья Майкла Дженсена и Уильяма Меклинга «Теория фирмы: поведение менеджеров, агентские издержки и структура собственности», впервые изданная в 1976 г.
Теория агентских отношений трактует фирму как сплетение контрактов «явных (правовых) и неявных (например, репутация топ-менеджеров), связанных с различными видами агентских издержек, которые представляют собой частный случай трансакционных и информационных издержек»27. Авторы статьи считают, что многие организации являются просто одной из
27 Бухвалов, А. В., Катькало, В. С. Эволюция теории фирмы и се значение для исследований менеджмента [Текст] // Российский журнал менеджмента. - 2005. - Т. 3. - № 1.- С. 77.