Ви є тут

Социальная ответственность российских военнослужащих в условиях социальной трансформации : социоструктурный аспект

Автор: 
Глазунов Александр Михайлович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295880
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ............................................16
1.1. Теоретические подходы к изучению социальной ответственности в социальном знании ..................................16
1.2. Социальная ответственность в контексте социально-профессионального статуса военнослужащего...............................38
1.3. Модификация социальной ответственности военнослужащего в условиях социальной трансформации................. 60
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОССИЙСКОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: СТАТУСНЫЕ ПОЗИЦИИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ВОЕННОЙ СЛУЖЬЫ............................................81
2.1. Влияние социальной ответственности на изменение статусных позиций российских военнослужащих.............................81
2.2. Социальная ответственность в системе профессиональных ценностей военнослужащих.....................................104
2.3. Роль социальной ответственности в укреплении престижа военной службы.............................................123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................142
ЛИТЕРАТУРА................................................148
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.............................................155
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
161
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Важнейшее значение для разрешения социально-психологических проблем в армейской среде и укрепления дисциплины является повышение социальной ответственности военнослужащих. В условиях глубоких системных трансформационных процессов в российском обществе, деформации основной сферы социальнотрудовых отношений возрастают требования к социальной ответственности основных субъектов социального взаимодействия. Слабая разработанность социологической концепции социальной ответственности не позволяет проанализировать реальное положение, степень ее сформированное™ у военнослужащих1 как социальных акторов. Именно это определило выбор темы исследования в диссертационной работе. К сожалению, в настоящее время отсутствуют теоретико-методологические подходы социологического анализа проблемы, которые позволили бы адекватно проанализировать процесс формирования социальной ответственности военнослужащих как субъективной характеристики субъектов управления в военной организационной структуре.
Также внимание к социальной ответственности, как социально-статусной характеристике слоя военнослужащих в российском обществе, обуславливается: с одной стороны, потребностью в теоретическом осмыслении противоречий, которые сложились между формально-правовыми основами военной службы, как особым видом социальной деятельности, включенной в государственно-властный институт, а с другой, — реальными общественными практиками, которые реализуются в личностных взаимоотношениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ. В основе механизма формирования социальной зрелости военнослужащих лежит степень сформированности их социальной ответственности. Как свидетельствуют факты, проводимая в стране
1 В диссертационном исследовании военнослужащие рассматриваются в контексте службы но контракту.
16
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1. Теоретические подходы к изучению социальной ответственности в
социальном знании
Термин «социальная ответственность» имеет философско-социологическое происхождение, отражающее объективный, исторически-конкретный характер взаимоотношений между личностыо, коллективом и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований10.
Разработка и конкретизация понятия «ответственность» в философской традиции имеет давнюю историю и традиции рассмотрения. Первоначально понятия социальной ответственности и ответственности отождествлялись, поскольку «ответственность отражает особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом»11. Понятие ответственности, которое ученые наделяли категориальным статусом как категорию одного из разделов философии - этики, характеризовало философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта (актора) своих действий. Поэтому понятие ответственности включает в себя следующие признаки способности человека сознательно (намеренно, добровольно) выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а также связанные с этим вопросы правоты или виновности человека, возможности одобрения или осуждения его поступков, вознаграждения или наказания12.
10 Социальная ответственность // Глоссарий философских терминов проекта "Distance", http:// tenrie.ru.
11 Ответственность // Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. С. 496.
12 Там же, с. 496.
17
Таким образом, проблематика социальной ответственности развивалась и конкретизировалась на основе процессов формирования личности и обретения личностной автономии по средствам осознания индивидуальной ответственности перед обществом. Как справедливо указывает М. Битянова, «на заре истории человечества скромное и ограниченное «я» рождалось вслед за мощными и важными для существования «они» и «мы». Процесс осознания общности «мы» отстраивался через определение чужих и опасных «они», от которых следовало защищаться13. По мнению Б. Поршнева, «первое осознание общности родилось благодаря существованию враждебных «они»»14. Следовательно, положительное определение «мы» зиждется на чувстве безопасности и стремлении укрепить силу и могущество своего рода. По мнению 3. Фрейда и Ш. Летурно, зачатки моральной ответственности в качестве угрызений совести прослеживаются в первобытном обществе с момента появления тотемизма15.
В ранней античности мы наблюдаем развитие процесса осознания индивидом себя среди окружающих его людей. По мнению A.B. Лосева, у эллинов «человеческое есть телесно человеческое, но отнюдь не личностно человеческое»16. Однако через осознание телесной определенности начинается осознание инаковости. В эпоху позднего эллинизма индивидуальные различия уже не ограничиваются рамками телесной определенности, а приобретают очертания длительности присутствия в пространстве и времени, то есть зачатками биографичности. Таким образом, индивидуальная инаковость послужила отправной точкой в процессе становления личности еще в Древней Греции.
По сути, со времен поздней античности индивидуальные возможности становятся предметом рассмотрения философов и мыслителей. Начиная от
13 Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и обра* мыслей. - М., 2001. С. 15.
14 Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - М., 1979. С.79.
15 Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «я». - М., 1925.; Летурно Ш. Прогресс нравственности. - СПб., 1992.
Цит. по: Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. - М., 2001. С.16.