Ви є тут

Архитектурно-планировочная организация школьного здания в условиях информационного общества : на примере Самары

Автор: 
Позняк Светлана Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295920
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение............................................................3
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА............................11
1.1. Образование как составной элемент социальной системы.......11
1.2. Возникновение и развитие существующей концепции школьного здания.........................................................16
1.3. Информационное общество и его требования к структуре школьного здания.........................................................35
Выводы по главе 1.................................................42
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЬНОМ ЗДАНИИ........................................44
2.1. Методика обследования и характеристики обследуемой популяции... 44
2.2. Учебный процесс и функционирование его элементов...........57
2.3. Внеучебная сфера...........................................70
2.4. Структура проведения свободного времени (общение)..........76
2.5. Школа как часть локального сообщества......................81
2.6. Факгоры эстетического и психологического воздействия школьного здания.........................................................85
2.7. Идеальная школа в представлении участников учебного процесса 89
Выводы по Главе 2.................................................96
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ЗДАНИЯ.........................98
3.1. Формирование функционально-планировочной модели школьного здания, востребованной информационным обществом................98
3.2. Принципы проектирования школьного здания в условиях информационного общества......................................102
3.3. Принципы реконструкции существующего школьного фонда 117
Выводы по Главе 3................................................121
Основные выводы и результаты исследования........................123
Библиографический список:.........................................127
2
Введение
После социальных трансформаций последних двадцати лет реформированию подверглась и система образования.
Появление новых видов образовательных учреждений: гимназий, лицеев, частных школ, введение углубленного изучения отдельных предметов в обычные школы, говорит о том, что в образовательном процессе происходят изменения, происходит массовая реорганизация. Появляются новые методы образования, школы корректируют учебные программы, добавляя новые предметы. При этом инновационный учебный процесс протекает в типовых зданиях, оставшихся в наследство от предыдущей социальной системы. Появляется несоответствие учебного процесса и его материальной оболочки.
В связи с этим возникает необходимость серьезно пересмогреть сложившиеся приемы проектирования школьных зданий, их функциональный состав и планировочную организацию.
В течение 20 века школа постоянно эволюционировала, изменялись ее количественные характеристики. Во второй половине прошлого века советские архитекторы активно вели поиски новых форм школьных зданий. В Москве работал ЦНИИЭП учебных зданий, активно ведущий исследовательскую и проектную деятельность. Над темой школьных зданий работали такие архитекторы, как: В.И.Степанов, Л. Н.Ковальский, Л.А.Добровольский, Л.Б.Мирчевская, В.В.Смирнов, Л.Дворкина и др., но все их проекты были выдержаны в пределах требований классно-урочной системы.
После кардинальных изменений в нашем обществе на стыке 1980-90х годов тема школы на некоторое время осталась за пределами внимания исследователей. Глобальные изменения в обществе, экономике привели к тому, что основными объектами для архитекторов стали коммерческие
з
вариативный подход в обучении при таком подходе был утерян, но взамен было приобретено резкое увеличение производительности и продуктивности образования.
В период индустриального бума во многих странах возникла необходимость быстрого насыщения рынка труда квалифицированной рабочей силой, способной управлять все более усложнявшимися орудиями труда. В условиях стремительного развития производства, научно-технической революции задачей минимум являлась всеобщая ликвидация неграмотности населения, задачей максимум - обеспечение производства специалистами в короткие сроки.
Успешность той или иной страны на мировом рынке напрямую начала зависеть от уровня образования населения. В данных условиях обществом был сформулирован четкий заказ педагогической науке - найти способ передачи определенного набора знаний максимальному числу людей в минимальные сроки. «Книжно-фронтальная» образовательная система на тот момент была самой эффективной в плане массовости обучения. Коэффициент передачи знаний мог доходить до 20-50 учащихся на одного преподавателя.
Именно она стала базой для классно-урочной системы, или системы Форда (названа в честь изобретателя конвейерного способа производства).
Главная идея классно-урочной системы следующая - определенное число учащихся учится в одно и то же время, в одном и том же месте одним и тем же вещам от одного и того же источника в течение нескольких часов в день. Способ обучения - пассивный (механическое запоминание информации).
(Основная составляющая образования капиталистического периода -материальная)
Классно-урочная модель обучения продиктовала условия проектирования образовательных учреждений.
17
Требования к образовательному процессу отразились в облике школьных зданий. Форма типовой классной комнаты рассчитана на линейное восприятие - прямоугольная форма в плане, ориентация класса на доску/учительский стол, расположенные у торцевой стены, ровные ряды столов учеников вдоль продольной стены. Та же логика конвейера диктовала и формирование планировки школьного здания. Здание школы разбивается на стандартные классные комнаты, соединенные коридором, служащим исключительно как средство коммуникации между классами. По коридору ученики попадают в классную комнату, получают от одного учителя новый объем информации, выходят в коридор, чтобы перейти в другой класс, чтобы воспринять следующий объем информации и т.д. Для лучшей организации всего процесса обучения не только пространство разбивается на типовые ячейки, но и время обучения делится на четкие стандартные периоды - время для восприятия информации, временя перерыва на отдых (оно же - время для достижения нового места обучения). Как правило, практически везде в мире был выработан одинаковый временной промежуток - 45 мин. обучения, 10-15 мин. отдыха.
Подавляющее большинство общественных школ в мире построены по данному принципу - типовые классы, нанизанные на ось коридора. Этот принцип остается константой, несмотря на разницу в количестве дополнительных школьных помещений, уровне дизайна, оборудования и т.д.
Так главной идеей в 20 веке становится типизация, стандартизация как в образовательных программах, так и в проектировании школьных зданий.
Эволют 1Я школьного здания индустриального периода
Развитие школьного здания, запроектированного для классно-урочного метода преподавания индустриальной эпохи, шло постепенно, на протяжении нескольких столетий. В ХУШ веке зародилась так называемая «одноклассная школа», которая стала одной из самых распространенных
18