2
Содержание
Введение........................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ РОЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА.....................................20
1.1. Концептуализация информационного неравенства как формы социального неравенства.........................................21
1.2. Социальная значимость средств массовой коммуникации в условиях информационной революции........................................43
1.3. Методология исследования роли средств массовой коммуникации в
формировании социального неравенства............................65
ГЛАВА 11. СПЕЦИФИКА ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НА ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕРАВЕНСТВО......................................88
2.1. Российские средства массовой коммуникации в контексте глобализации....................................................89
2.2. Формирование информационного неравенства в российском медиапространстве...................................................107
2.3. Пути решения проблемы информационного неравенства в современном
российском обществе............................................129
Заключение....................................................151
Литература....................................................157
Приложение....................................................169
Введение
Актуальность темы исследования; Существует множество определений современной эпохи: эра демократии, эпоха глобализации, эра терроризма и т.д. - список предикатов весьма велик. Но, как представляется, наиболее глубоко схватывающим суть переживаемых человечеством кардинальных изменений станет обозначение нашего времени как информационного общества, или эры масс-медиа, без-, и вне которых все вышеперечисленные определения* не были бы,, по крайней мере, столь-широко распространены и не вызывали бы такой общественный резонанс. Информация становится «царицей мира». Все происходящее нуждается в-информационном поводе. Даже объявление войны. : •.
Информации сегодня придается огромное значение. В'США, например, еще в 1985т. в сфере информационной индустрии-работал о-около 50% всех рабочих, и. служащих. А в материалах,' распространявшихся в Конгрессе США при рассмотрении национальной информационной инфраструктуры,
. . . • , ' . • • . . , V • . * .г. • г' » •
говорилось о том, что околов 2/3' работающих в стране связаны с информационной деятельностью,, а остальные заняты в производстве, сильно зависящем от информации. ’ • *
Главными техническими средствами', информатизации- служат, персональные компьютеры- и средства телекоммуникации. Достижения информатизации измеряются масштабами внедрения- информационных технологий ВО все сферы общественной И ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ;
По/ мере развития электронных средств массовой;, информации и-информационных технологий в научных кругах все более активно ведется дискуссия о функциях и роли информации в жизни общества, тенденциях формирования глобального информационного общества. ,
1 Лялюшко Н С. Некоторые тенденции в развитии баз данных за рубежом // Информационные ' продукты, процессы и технологии. М.: ВИНИТИ, 1996. Т. 2. С. 68.
исследования роли средств массовой коммуникации в формировании социального неравенства. Основные трудности и в этой сфере связаньг с человеческим фактором, а именно- с проблемами индивидуального восприятия- и оценки • информации. Развитие технических приемов мониторинга аудитории электронных средств массовой информации разработано в рамках медиаметрии, нацеленной на точное измерение аудитории различных каналов «в данный момент», в «данный период», вне контекста общих характеристик ее поведения.
4.. Глобализацию нельзя представить вне деятельности' средств массовой коммуникации. Это связано с выводом на массовый рынок услуг спутникового и кабельного телевидения, компьютерных компакт-дисков.' Особенно многообещающим является использование цифровых способов, передачи информации. В целом содержание СМК в России-мало отличается: от аналогов в- других, странах. В> этом смысле * проявления рыночных механизмов- в - области масс-медиа имеют - глобальный характер:. Формируются два ведущих типа информационного- пространства, формируются деятельностью- масс-медиа: а)- информационный режим и б) информационный рынок. Передачи становятся все. более предсказуемыми в ' жанровом отношении, происходит дублирование^, однотипных, программ:' Практика расширения' числа телеканалов, принадлежащих к разряду коммерческого; телевидения, означает возможность смотреть в большинстве своем однотипные программы, т.е. развлекательные шоу, посредственные сериалы, старые передачи «в новой упаковке». Но-при этом одновременно возникает эффект «спирали- молчания»,, фактически выключающий из активной - общественной ’ жизни большие массы людей; во-вторых, допускаемое властью и прессой несоблюдение закона информационно-стратификационного баланса (завышение информационной нормы меньшинства (элиты) и, наоборот, занижение информационной нормы большинства (массы) приводит к росту на этой почве: социально-политической напряженности и нестабильности в обществе.
17
5-. Проблема информационного неравенства в российском медиапространстве чрезвычайно многоаспектна и представляет большую угрозу дальнейшему позитивному развитию российского общества. ' Если рассматривать генезис информационного неравенства, на примере развития отечественного телевидения, то позиция государственного телевидения двойственна. С одной стороны, либертарианская- парадигма- отвергает сам факт существования государственного телевидения, и потому его каналы вроде бы не должны даже и пытаться работать в пределах данной нормативной модели. С другой стороны, они сильно коммерциализированы. На всех этих каналах, много рекламы и кинопродукции, сомнительной с точки зрения морали. В настоящее время чрезвычайно слабы механизмы социального контроля^ за деятельностью телевидения; нет адекватной обратной связи с обществом, нет масштабных каналов коммуникации, которые могли бы воздействовать на него. Оно фактически оказывается вне зоны общественной критики, самодостаточным по-отношению-к обществу. В' России, как и во многих других странах, информационное неравенство в медиа-пространстве определено низким уровнем информатизации. Невысокая степень мотивационной готовности разных слоев населения к использованию новых информационных технологий, недооценка различными социальными- слоями важности процесса информатизации вообще. Вышеуказанное в некоторой степени определяет низкий уровень информационной грамотности российского общества, который, также не позволяет обеспечить высокие темпы внедрения новых информационных технологий в жизнь различных социальных групп.
6; Информатизация российского общества протекает сегодня в условиях широкого • спектра социальных изменений, оказывающих существенное воздействие на характер и содержание этого процесса. Согласно данным социологических исследований три четверти населения России отмечают наличие информационного неравенства в современной России, и считает важным преодоление информационного отставания страны
- Київ+380960830922