Ви є тут

Спорт на экране: телережиссура массового зрелища

Автор: 
Аверкова Анжелика Валентиновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
300676
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Эволюция спортивного массового зрелища на экране.............20
1.1. Закономерности развития спортивного массового зрелища............20
1.2. Спортивная тематика в кино- и телеискусстве......................39
1.3. Особенности становления спортивных репортажей, трансляций Олимпийских игр и спортивно-постановочных передач ................58
Глава 2 . Телережиссура спортивного массового зрелища.................82
2.1. Роль и значение многокамерного метода съемки.
Особенности телережиссуры.........................................82
2.2. Работа режиссера, оператора, звукорежиссера и комментатора
над созданием спортивного репортажа...............................100
2.3. Практические рекомендации по созданию
режиссерской партитуры и по работе над спортивным репортажем
на примере футбольного матча......................................117
Заключение...........................................................131
Библиофафический список использованной литературы.....................142
Приложения...........................................................153
ВВЕДЕНИЕ
Спортивные массовые зрелища на экране существуют с момента рождения кино. Технические возможности первых кинематографических полотен были далеки от сегодняшних, но, тем не менее, желание зафиксировать очередной рекорд, миг победы или запечатлеть идеальные формы тела атлета привлекало первых кинорежиссеров и операторов. Появление нового вида экранного зрелища - телевидения - сыграло большую роль в решении проблемы переноса на экран массового спортивного зрелища. Экран ТВ стал не только развивать спортивную тематику, но и создавать новые специализированные жанровые направления и целые спортивные каналы. Телевидение дало возможность смотреть спортивное зрелище дома, тем самым предопределив свой успех. Оно не просто информировало зрителя-болелыцика, расширило границы кругозора, общения, а на каком-то этапе даже стало навязывать определенные стереотипы и модели поведения.
Многие телеканалы мира отдают спортивному вещанию значительную' долю эфирного времени. Спортивные новости, трансляции, проблемные программы об отдельных видах спорта или» самих атлетах и тренерах заполняют телеэкраны и большинства российских каналов. Популярность этого жанра привела к созданию специализированных каналов, которые имеют не только творческий, но и коммерческий^успех. В докризисный 2007 год в Российской* Федерации было открыто 10 новых спортивных телеканалов. Такое массовое развитие спортивного вещания дает толчок к непрерывному поиску новых форм переноса спортивного зрелища на экран.
Начало развития спортивного вещания приходится на середину прошлого столетия, когда во многих столицах республик СССР стали открываться телецентры. В Минске, Киеве, Риге, Вильнюсе в обязательном порядке в сетку вещания включались спортивные трансляции. Этот вид
15
мировых спортивных состязаний. В дальнейшем история развития спортивных массовых зрелищ обусловлена техническим прогрессом. Это развитие приведет к причастности каждого цивилизованного индивида к массовому зрелищу благодаря средствам массовой коммуникации.
2. Последовательность этапов развития спортивной тематики в кино- и телеискусстве обусловлена общими процессами эволюции экранных искусств, появлением новых жанрово-стилевых форм, технологических средств. Активное развитие спортивной тематики на киноэкране началось еще в период немого кинематографа, получило развитие в звуковых фильмах. Наиболее широкое отражение спорт получил в документальном кинематографе. Активное развитие экранных искусств и, соответственно, расширение их тематики привело к появлению спортивного телевидения, которое обладает ярко выраженной поли функциональностью, выступает одновременно и как аудиовизуальное средство массовой информации, коммуникации, и как особый, зрелищный вид художественного творчества с собственной образностью, пространственно-временной организацией материала, особенностью восприятия.
3. Особенности спортивной телепередачи (репортажа) обусловлены ее спонтанной драматургией, особым взаимодействием изобразительного и звукового ряда, единством пространственно-временных параметров. Целостность спортивно-постановочной телепередачи определяется композиционной завершенностью многовариантных сюжетных линий, активным взаимодействием с художественным объектом в диалоговом режиме.
4. Режиссура телепередач о спорте - новый этап в общем развитии режиссуры экранных искусств, симптоматичное проявление процесса синтеза современной аудиовизуальной техники, информационнокоммуникационных технологий и художественного творчества.
16
Сохраняя типологические (родовые) признаки, характерные для режиссерского творчества, спортивная телережиссура проявляет яркие
специфические свойства, обусловленные:
- эстетической природой самого объекта - спортивного мероприятия, состязания;
- особым характером взаимоотношения со зрителем — на трибунах и возле телеэкрана;
- разнообразием выразительных средств и их спецификой;
- художественно-творческим и производственным процессами создания спортивной телепередачи (своеобразием отдельных этапов разработки и реализации режиссерского замысла, составом творческой группы,
быстроразвивающимися техническими средствами и компьютерными
технологиями);
- особенностями видов и жанров спортивных телепередач.
5. Профессиональные качества режиссера спортивного телевидения в режиме многокамерной съемки, от момента возникновения замысла до его воплощения в телезрелище, связаны с созданием, концептуальной модели-звукозрительного образа телепроизведения с учетом вероятных развитий спортивных событий. Поэтому важной составляющей частью спортивной телережиссуры является подготовка режиссерского сценария - партитуры, включающей такие компоненты, как расстановка камер, монтаж, звуковой ряд и ДР-
Научная новизна исследования. Впервые на основе целостного
исследования спортивного массового зрелища на экране:
1. Поставлена новая научная проблема об эволюции темы спорта на телеэкране и способах переноса спортивного зрелища на экран. До этого спортивная тематика на телевидении практически не исследовалась.
2. Введено понятие спортивного массового зрелища на экране как зрелища, развивающегося в условиях спонтанной драматургии, заложенной в