Ви є тут

Уваровский саркофаг: проблема дионисийства в погребальном искусстве Древнего Рима

Автор: 
Рагулина Анна Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301632
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение с. 4
Источники. Степень разработанности темы исследования с. 20
Письменные источники с. 21
Степень разработанности темы диссертационного исследования.........с. 23
Труды отечественных авторов........................................с. 29
Работы ученых философско-семантического круга с. 34
Цели и задачи диссертационного исследования с. 37
Вопрос бытования к сохранности Уваровского саркофага...............с. 38
Глава I. Рельеф Уваровского саркофага с дионисийскими сценами в собрании ГМИИ им. A.C. Пушкина: описание и анализ..................с. 44
Глава II. Методика анализа сюжетов дионисийских саркофагов.........с. 83
Глава III. Иконографические особенности и семантика рельефных декоров на саркофагах конца II- первой половины III веков..................с. 97
Глава IV. Форма саркофага и его внутреннее пространство с. 132
Глава V. Проблема развития дионисийского мифа, его сцен и сюжетов в погребальном искусстве..............................................с. 149
Заключение. Выводы.................................................с. 159
Библиография с. 163
Приложение 1. Список иллюстраций...................................с. 177
Приложение 2. Альбом иллюстраций с. 191
Приложение 3. Архивная документация по Уваровскому саркофагу...с. 27
3
«Воистину умерший наиболее любим тобою из твоих чад. Для него избран амулет — вечность»
Книга мертвых
«... подобно заблудившимся в лабиринте, подумали было, что мы уже у самого выхода;
и вдруг оглянувшись назад, мы оказались как бы в самом начале пути...»
Платон. Евтидем
«Достиг я пределов смерти, преступил порог Прозерпины и снова вернулся, пройдя все стихии...»
Апулей (Метаморфозы 11:23)
26
A.C. Пушкина14. Благодаря этому труду, саркофаг из коллекции Уварова, по выражению Л.И. Акимовой, одной из исследовательниц данного памятника, «... был убедительно датирован временем около 200-210 года... и дал имя одной из лучших мастерских, работавших в Риме во TI-TII веках»45. Однако, в корпусе Матца отсутствуют детальные описания и трактовки сюжетов на рельефе саркофага, а также какие бы то ни было указания на символику представленных сцен.
Р. Тюркан в своем труде «Римские дионисийские саркофаги»46 приводит множество примеров сходных иконографий, рассматривает разнообразные аспекты культа и ипостаси, которые может принимать бог Дионис (например, он указывает на возможность принятия им львиного облика). Тюркан рассматривает также случаи, когда выдающиеся личности, например, Александр Македонский, видели себя в роли Диониса. Он приводит примеры изображения на дионисийских саркофагах как Ариадны, так и Семелы, и примеры тех случаев, когда идентифицировать, кто именно из двух женщин изображен на рельефе, практически невозможно. Это рассуждение чрезвычайно важно для нашего исследования, так как в Уваровском саркофаге мы сталкиваемся именно с этим сложным вопросом.
Р. Тюркан не раз упоминает в своем труде саркофаг из собрания ГМИИ, делая интересные наблюдения в связи с его изображениями, однако эти краткие и разрозненные замечания не являют собой целостной картины, которая помогла бы полностью представить смысл и значение рельефа данного саркофага.
44 В Отделе Рукописей ГМИИ им. А. С. Пушкина хранится Заявление профессора Московского Университета В.Д. Блаватского, написанное на имя Директора ГМИИ, с просьбой разрешить выслать профессору Марбургского Университета Фр. Матцу фотографии Уваровского саркофага (документ датирован 18 октября 1955 года). На обороте Заявления роспись Блаватского: «Восемь отпечатков получил» (документ датирован 12 ноября 1955 года): ОР ГМИИ, Ф. 57, on. I, ед. хр. 112, л. 103, 103 об.
45 Л.И. Акимова, Ук. соч., С. 112.
4йТигсап R. Les sarcophages romains a representations dionysiaques. Paris. 1996.
27
Если Ф. Матц свел воедино античные саркофаги, чьи рельефы были посвящены определенным темам, например, теме встречи Селены и Эндимиона или Дионисийской теме, то авторами статей Иконографического лексикона (LIMC)47 были изданы обширные работы, посвященные отдельным персонажам античной мифологии (Гераклу, Амурам, Диоскурам, Ариадне, Дионису и т.д., образы которых так часто встречаются в саркофагах). Эти работы включает в себя шестнадцатитомник. В каждых соединенных I и II томе содержатся иллюстрации в т. I и краткие описания с датой создания памятника, местом его хранения, библиографией и перечислением основных иконографических отличий в т. II. Сюда включены не только саркофаги, но также рельефы, круглая скульптура, скульптура малых форм и фрески. Этот огромный свод содержит более 30 тысяч фотоиллюстраций и около 100 тысяч описаний памятников. Работа дает нам возможность провести сравнительный анализ интересующих нас дионисийских рельефов на саркофагах в статьях
1V
Дионис/Вакх (Dionysos/Bacchus)' . Этот анализ обнаруживает сходство, и различие в иконографии, благодаря соотношению со временем создания этих памятников. Помимо того, работая с изданием LIMC, мы имеем возможность провести целый ряд аналогий в иконографии не только Дионисийских саркофагов, но и саркофагов с рельефами на тему встречи Селены и Эндимиона, нахождения Психеей спящего Амура, отдыха Геракла. Иконографический лексикон послужил вторым по значимости источником иллюстраций, в том числе и по аналогиям для настоящей работы (после фотоматериалов, собранных автором лично). В то же время корпус LIMC дает лишь чрезвычайно сжатое, краткое описание каждого саркофага, поскольку выполняет прежде всего справочную функцию. Кроме того корпус LIMC всего лишь упоминает Московский саркофаг из собрания гр. Уварова, не считая необходимым даже привести его изображение.
47 Lexicon iconographicum mythologiae classicae (LIMC). Zurich und München, 1986.