Ви є тут

Территории повышенного риска в генеральном плане города : На примере крупных городов

Автор: 
Перькова Маргарита Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
321039
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
, ОГЛАВЛЕНИЕ
і/
ВВЕДЕНИЕ.............................................................4
ГЛАВА 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ГОРОДОВ С УЧЕТОМ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИЙ ПОВЫШЕННОГО РИСКА...............................................................14
1.1. Современное состояние проблемы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Оценка потенциального
риска в России и за рубежом................................14
1.2. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера в градостроительном проектировании.............25
1.3. Выявление территорий повышенного риска в крупных городах
(на примере Пензы, Белгорода и Старого Оскола).............36
Выводы..............................................................49
і
^ ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ
ТЕРРИТОРИЙ ПОВЫШЕННОГО РИСКА..............................51
2.1. Основные термины и понятия, принятые в диссертационной
работе.....................................................51
2.2. Пофакторный анализ потенциальных воздействий техногенного характера.....................................................56
2.3. Формирование территорий, подверженных потенциальному
риску от опасных производственных объектов.................65
2.4. Разработка методики выявления и оценки территорий повышенного риска при проектировании городов...........................69
Выводы..............................................................84
і
з
« ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕДОТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО
С' ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ПОТЕНЦИАЛЕ-
л
НОГО РИСКА ОТ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ............................................86
3.1. Применение методики выявления и оценки территорий повышенного риска в градостроительном проектировании (на примере
Пензы, Белгорода и Старого Оскола)....................86
3.2. Градостроительные методы снижения потенциального риска от опасных производственных объектов.......................103
3.3. Предложения по нормированию и регламентированию правил с учетом территорий повышенного риска.....................107
Выводы......................................................111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................ИЗ
А *
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................117
У'
А •
г
.'У
19
числе летальных) интенсивностях. Последствия могут достигать катастрофических размеров, надолго нарушать нормальную жизнедеятельность региона и требовать для восстановления значительных усилий, средств и времени. В зависимости от конкретной задачи исследования возможно ограничение одной из
видов опасности.
• •
Выбор метода оценки риска зависит от задачи исследования и имеющихся в распоряжении исследователя исходных данных и особенностей анализируемого объекта. В частности, применяются подходы, основанные:
- на статистических данных о рассматриваемых событиях;
- на расчетных методах;
- на экспертных оценках [37];
- на методах теории надежности и теории вероятности [9,43,123];
- на «дереве отказов»;
- на методах вероятностного моделирования [37].
‘ Процедура анализа и оценки риска предусматривает [84]:
- анализ событий, обусловливающих возникновение негативных воздействий и развитие их по сценариям, приводящим к неприемлемым последствиям;
- установление их взаимосвязи и формирование логико-вероятностных цепочек;
- выбор метода оценки риска, сбор необходимых исходных данных, оценку их достоверности и точности;
- выбор методик обработки данных и расчетов, оценку погрешности принятых методик;
выполнение расчетов и оценок;
- анализ полученных результатов, оценку их корректности и точности.
Все этапы анализа риска, описанные выше, выполняются для отдельных идентифицированных опасных объектов. В результате проведенного анализа
20
авторами определяются риски, обусловленные каждым объектом в отдельности, (см. граф. л.7).
Однако, как отмечает Шандраков В.Д. [136], анализ взрывов на промышленных
объектах и жилых зданиях, связанный, к примеру, с взрывным горением
газовоздушных смесей, показывает, что взрывные нагрузки могут превосходить
расчетные в несколько раз. Причина в несоответствии нормативных документов,
используемых при проектировании и реконструкции взрывоопасных объектов, в * *
основу которых ложатся упрощенные представления о дефлаграционном горении газовоздушных смесей. Сравнив нормативные документы по строительству зданий для взрывоопасных производств в различных странах, можно убедиться в значительных расхождениях в требованиях.
Нормативные документы недостаточно полно учитывают характер деформации фронта горения за счет объемно-планировочного решения и размещения технологического оборудования, что вызывает несоответствие реальных нагрузок с расчетными. В результате существующие системы взрывозащиты далеко не всегда выполняют свое функциональное предназначение и не предотвращают деформацию или разрушение объектов различного назначения от внутренних дефлаграционных взрывов. Проведение экспертизы проектов нередко затрудняется недостатком существующей нормативной и правовой базы в области защиты населения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения тяжести их последствий, а также отсутствием единого межведомственного подхода к ее созданию и обновлению. Действующие ведомственные нормы инженерно -технических мероприятий не ориентированы на защиту населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного времени [136].
Анализ действительных причин аварийных ситуаций на промышленных объектах свидетельствует о том, что вероятность их возникновения обусловлена следующими факторами:
»