СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Научно - методологические основы формирования экономического механизма
1.1. Экономический механизм как основной элемент управления
1.2. Элементы экономического механизма и его специфика в переходный период
1.3. Особенности формирования экономического механизма использования природных ресурсов
Глава 2. Территориальная компонента экономического механизма использования природных ресурсов
21. Классификация форм территориальной организации хозяйства
2.2. Методические основы территориального управления
2.3. Совершенствование форм и методов управления территориальным развитием
2.4. Экологическая составляющая в системе развития управления регионом
Глава 3. Методология оценки воздействия экологических ограничений на систему территориального управления
3.1. Основные принципы, определяющие соотношение природной и социально-экономической систем
3.2. Методические подходы к экономическому анализу и оценке экологической компоненты
3.3. Методическое обоснование концепции территориального развития в условиях экологических ограничений
3.4. Методические основы учета экологических ограничений при создании крупных хозяйственных объектов
181
181
194
209
228
253
253
267
282
287
308
3
Глава 4. Анализ и оценка использования природных ресурсов региона
4.1. Природные ресурсы как составная часть экономического потенциала территории
4.2. Методические подходы к оценке природных ресурсов региона
4.3. Оценка основных видов природных ресурсов Белгородской области
4.4. Анализ использования природных ресурсов региона
Глава 5. Совершенствование экономического механизма использования природных ресурсов региона
5.1. Оценка современного состояния экономического механизма использования природных ресурсов
5.2. Основные направления трансформации экономического механизма управления природными ресурсами
Выводы
Литература
Приложения
конкуренции, страхование обладает реальными возможностями самосовершенствования и саморегулирования в результате изменения внутренних и внешних условий.
Среди источников финансирования различных видов мероприятий выступают бюджеты (федеральный бюджет, субъектов федераций, местные бюджеты). Все они формируются за счет налогов. Налоги как форма дохода государства и его субъектов производятся в виде изъятия в пользу государственных структур известной заранее и законодательно установленной части дохода физических и юридических лиц. Как элемент экономического механизма налоги выполняют не только фискальную функцию, но и активно влияют на эффективность использования материальных, финансовых, природных ресурсов, стимулирование внедрения достижений НТР.
По мере совершенствования рыночных отношений противоречия между государственным регулированием, в том числе в форме налоговой политики и частным предпринимательством будут сглаживаться, о чем свидетельствует опыт развитых стран.
Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать росту производства или тормозить его. Кроме того, от уровня налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой продукции, а также платежеспособность населения.
Система налогообложения может предусматривать в отношении стимулирования НТП существенное сокращение сроков списания основного капитала за счет применения ускоренной амортизации, налоговых скидок на проведение исследований и разработок. Эффективность использования налогового механизма (налоговых ставок, способов обложения, льгот и т.п.) "зависит от того, как государство учитывает внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость" [133].
В структуре экономического механизма управления особое место занимают внебюджетные экономические фонды. Являясь звеном финансовой системы и
одним из методов перераспределения национального дохода, внебюджетные экономические фонды обеспечивают дополнительными средствами приоритетные направления развития экономики. Адресность и целевая направленность средств этих фондов позволяет органам управления реально влиять на хозяйственную деятельность, не "распылять" финансовую поддержку между различными сферами экономики, обеспечивать надлежащий контроль над процессом использования выделенных средств.
Формирование указанных фондов происходит путем отчисления средств центрального, регионального (местного) бюджетов, а также собственных источников дохода в виде добровольных взносов и пожертвований граждан, юридических лиц; специальных налогов и сборов, различных платежей, займов и прочее. В условиях нестабильной экономики, ослабления централизованного государственного регулирования роль внебюджетных средств повышается.
Таким образом, все вышеперечисленные основные элементы экономического механизма управления применяются для любого объекта макроэкономического регулирования. Независимо от сферы приложения их содержательная часть обладает определенными общими характеристиками, а также особенностями, присущими экономике переходного периода.
1.3. Особенности формирования экономического механизма использования природных ресурсов
Природная среда является естественной основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Поэтому проблема преобразовательного воздействия людей на природу - от стихийного до сознательного - присуща и экономической науке. Формой взаимодействия общества и природы выступает природопользование. Теория природопользования имеет сво-
- Київ+380960830922